Ликвидация ООО в 2024 году пошаговая инструкция

Как ликвидировать ООО в 2024 году - пошаговая инструкция

Как известно, российский бизнес переживает не самые благоприятные моменты в экономике: снижение цен на нефть, санкции, отзыв лицензий у кредитных организаций. Данные явления напрямую влияют на длительное отсутствие получение прибыли и появления убытков. В связи с этим, у предпринимателей возникает вопросы о целесообразности продолжения бизнеса. Внимательное изучение пошаговой инструкции позволит выполнить ликвидацию ООО без проверок.

В этой статье, мы подробно расскажем, как закрыть фирму в минимально короткие сроки и не упустить детали, которые могут привести к последствиям в виде гражданской, административной, налоговой, а иногда и уголовной ответственности.

Гражданский кодекс перечисляет способы ликвидации: добровольно или по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

В рамках данной статьи, мы подробно рассмотрим процедуру ликвидации ООО.

Напомним, что с 01 сентября 2017 года в ФЗ № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" были внесены изменения, согласно которым, установлен максимальный срок процедуры – один год. Продление срока может быть только в судебном порядке и не более чем на полгода.

В юридической практике, выделяют несколько основных шагов, которые необходимо совершить для закрытия организации:

Шаг 1: Принятие решения о ликвидации организации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);

 

Решение о закрытии организации будет легально, если за него проголосуют все участники, которые числятся в ЕГРЮЛ, т.е. должно быть единогласное решение. Причины такого решения могут быть различные. Если фирма не приносит дохода, то может быть осуществлена и ликвидация общества с нулевой отчетностью. В решении указывается:

 

  1. Кворум для принятия решения;
  2. Решение о закрытии юридического лица;
  3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
  4. Сроки и порядок ликвидации.

На повестке Общего собрания, могут решаться и другие вопросы.

Шаг 2: Письменное уведомление сотрудников о предстоящем увольнении;

 

Уведомление о ликвидации сотрудников Общества, службы занятости. Унифицированной формы не существует, отправляется в произвольной форме. Трудовой кодекс предписывает письменно уведомлять работников не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Уведомление отправляется специалистам заказным письмом или вручается лично, после чего сотрудник ставит на документе собственноручную подпись с указанием даты ознакомления.

Шаг 3: Уведомление регистрирующей налоговой инспекции;

 

В соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), уведомление о ликвидации направляется в регистрирующую налоговую инспекцию в срок 3-и рабочих дня с даты принятия решения о закрытии. К комплекту документов относится:

  1. Уведомление по форме Р 15016;
  2. Решения Общего собрания;

Способы подачи документов в регистрирующий орган:

  • лично заявителем;
  • через доверенное лицо, с приложением к вышеперечисленным документам нотариально заверенной доверенности на представителя;
  • через нотариуса;
  • через МФЦ;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  • посредством использования электронных каналов связи. ИП должен иметь электронную цифровую подпись и доступ к личному кабинету на сайте налоговой инспекции.

Шаг 4: Публикация о ликвидации организации в СМИ;

 

Публикация сообщения о ликвидации юридического лица в СМИ – «Вестнике государственной регистрации» и на сайте Федресурс. Публикация необходима для того, чтобы кредиторы могли потребовать от организации досрочного исполнения обязательств.

Для размещения официальной информации на сайте Вестника нужно предоставить документы:

  1. Бланк-заявка и Сопроводительное письмо – распечатываются, подписываются Ликвидатором в 2-х экземплярах, проставляется печать общества.
  2. Доверенность - подписывается Ликвидатором, проставляется печать общества.
  3. Копия Листа записи из ЕГРЮЛ (в отличие от обществ, порядок закрытия ИП связан с записями, вносимыми в ЕГРИП). На каждой странице Листа записи ставится печать «копия верна», подпись Ликвидатора, проставляется печать общества.
  4. Копия решения о ликвидации. На каждой странице Протокола ставится печать «копия верна», подпись Ликвидатора, проставляется печать общества.

Для размещения официальной информации на сайте Федресурс нужно:

В течение трех рабочих дней после государственной регистрации назначения ликвидатора необходимо подать уведомление (статья 7.1 закона " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Размещение платное и требует наличия электронной подписи или обращения к нотариусу. В уведомлении нужно сообщить:

  1. о принятом решении ликвидироваться;
  2. ликвидационной комиссии или ликвидаторе;
  3. порядке, сроках и условиях для предъявления требований кредиторами и иных требованиях предусмотренных законом.

Если не направить уведомление, налоговая откажет в регистрации, а ликвидатора оштрафуют до 10 тыс. руб. или дисквалифицируют (подп. «с» п. 1. ст. 23 Закона № 129-ФЗ, ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП).

Шаг 5: Подготовка и утверждение промежуточного ликвидационного баланса (далее ПЛБ), подача в регистрирующую инспекцию;

 

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ: «После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет ПЛБ, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. ПЛБ утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».

Действующее законодательство не предусматривает унифицированной формы ПЛБ, но сотрудниками компании ООО «ПРИОРИТЕТ», выработан наиболее подходящий вариант баланса, который соответствует требованиям предъявляемыми налоговыми органами.

ПЛБ представляется в регистрирующую налоговую инспекцию. К данному документу необходимо приложить решение учредителей (участников) о его утверждении и уведомление по форме Р 15016. В налоговую инспекцию, подается пакет документов одним из вышеперечисленных способов, который мы описали в шаге 3.

Шаг 6: Расчет с кредиторами, взыскание дебиторской задолженности;

 

После того, как ПЛБ сдан в рег. орган и получен Лист записи, ликвидационная комиссия приступает к выплатам задолженностей.

ГК РФ предусматривает 4-е очереди удовлетворения интересов кредиторов.

  1. Удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. Производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. Производятся расчеты с другими кредиторами.

Может возникнуть ситуация, при которой имущества организации будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в этих случаях, закон предусматривает продажу имущества с публичных торгов, стоимость которого не более 100 000 р.

В случае если денежных средств и имущества не хватает, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должны обратиться в Арбитражный суд с заявлением о несостоятельности.

Взыскивать дебиторскую задолженность можно и до формирования ПЛБ.

Шаг 7: Сдача отчетов в территориальный орган Пенсионного фонда (далее ПФ);

 

В нашей практике, мы встречаемся с отказами, который выдает налоговый орган, именно по причине ответа по межведомственному запросу из ПФ, поэтому необходимо уделить время, чтобы закрыть все вопросы, связанные с отчетностью. Самый лучший вариант - посетить ПФ, уточнить по отчетности, всё ли сдано за весь период деятельности хозяйствующего субъекта.

Также, в ПФ нужно сдать: СЗВ-М за месяц, а также СЗВ-М-СТАЖ, ОДВ-1 и СЗВ-ТД. После этого, нужно получить сообщение из ПФР, что они внесли в базу и провели у себя (т.е. получить положительный протокол).

Шаг 8: Составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса (далее ЛБ), подача в регистрирующую инспекцию;

 

ЛБ оформляется после расчета со всеми кредиторами, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Как в случае с ПЛБ, унифицированной формы не предусмотрено, но юристами ООО «ПРИОРИТЕТ» разработан оптимальный вариант ЛБ.

Для регистрации ликвидации в налоговую инспекцию, как регистрирующий орган, подаются:

  • форма Р 15016;
  • решение учредителей (участников) об утверждении ликвидационного баланса;
  • государственная пошлина – 800 рублей (оплачивается в случае, если документы подаются на бумажном носителе);
  • ликвидационный баланс.

В регистрирующий орган подается одним из способов, который мы описали в шаге 3.

Шаг 9: Сдача документации в архив.

 

После ликвидации организации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны в соответствие с действующим законодательством РФ, передать документы на архивное хранение. Обязательная архивация позволяет в любое время получить доступ к архивной информации и сделать копии нужных бумаг. Документация, сданная в архив, является единственным подтверждением и основанием для начисления пенсий, а также для восстановления трудового и льготного стажа.

В заключении отметим, что процедура добровольной ликвидации с регулярным постоянством изменяется (отмена форм 15002, 15001 и 16001, изменение заявителей при государственной регистрации, отмена требований по предоставлению справок с ПФР и т.д.), а также многие аспекты закрытия предприятий требуют определённых знаний и навыков. Именно поэтому мы рекомендуем обратиться в компанию ООО «ПРИОРИТЕТ», которая имеет большой опыт в проведении процедуры, а также может дополнительно оказать сопутствующие услуги по бухгалтерии и кадровому делопроизводству.

Актуальные образцы документов:

Вас может заинтересовать

Позвоните нам, и мы дадим вам
консультацию по ликвидации фирм
и предприятий.

Антон Агула Антон Агула

руководитель отдела корпоративной практики

+7 (495) 987-18-50
Оставьте заявку
Обратный звонок