Картельный сговор на торгах

Определение и признаки антиконкурентного соглашения можно найти в законодательстве. Статья 11 ФЗ «О защите конкуренции» содержит условия, по которым можно распознать противоправные действия хозяйствующих субъектов. Картелем является соглашение, заключенное между конкурентами с целью добиться следующих условий:

  1. Установление и поддержание определенного уровня цен, включая наценки и скидки;
  2. Раздел товарного знака по различным признакам (объемы продаж и покупок, ассортимент и др.);
  3. Сокращение или прекращение производства определенного товара;
  4. Отказ в сотрудничестве определенным покупателям и продавцам.

Правоохранительные и надзорные органы ведут активную борьбу против недобросовестных конкурентов, но картель по-прежнему остается проблемой для законопослушных участников торгов.

ЮК «ПРИОРИТЕТ» оказывает правовую поддержку в процессе антимонопольных разбирательств. Наши юристы активно содействуют в решении проблем участникам возможного правонарушения.

Стоимость услуг

Анализ перспектив дела и определение размера возможных штрафных санкций

бесплатно

Заказать
Представительство в ФАС в рамках разбирательства

15 000 руб. / 1 заседание

Заказать
Подготовка письменной правовой позиции по делу

от 15 000 руб.*

Заказать

* Предусмотрена оплата дополнительного вознаграждения (в случаях, когда достигнута заранее оговоренная с клиентом цель: уменьшение ответственности, полное снятие обвинения).

Оставить заявку
 

Стоимость услуг и размер дополнительного вознаграждения определяются отдельно по каждому случаю. В каждой конкретной ситуации стоимость зависит от:

  • от стадии разбирательства, во время которой клиент обратился за правовой помощью;
  • от количества дополнительных правовых действий, которые потребовались в ходе решения проблемы клиента;
  • от сложности аргументированного обоснования добросовестности участника торгов;
  • наличия других мер, которые не входят в стандартный перечень услуг.

По каким признакам антимонопольная служба определяет факт сговора и начинает разбирательство

Картельный сговор на торгах Использование одного IP-адреса несколькими участниками торгов. Это косвенные признаки того, что разные участники могут действовать по инициативе одного лица или группы лиц в рамках картельного соглашения.
Картельный сговор на торгах Отсутствие конкуренции между участниками с целью сохранить первоначальную максимальную цену (НМЦК)
Картельный сговор на торгах Когда в рамках одних торгов разные компании подают идентичные заявки и предложения.

Последствия заключение противоправных соглашений

Если надзорный орган докажет факт незаконных договоренностей между участниками торгов, то на руководителей компании будут наложены следующие санкции:

Административные санкции в виде штрафов:

  • для юридических лиц — до 4 % от приобретенной выгоды;
  • для должностных лиц — до 50 тысяч рублей или запрет занимать определенные должности 3 года.

Уголовные санкции. УК предусматривает наказание, когда в результате антиконкурентного сговора совокупный размер НМЦК превысил 50 млн рублей. В зависимости от тяжести преступления недобросовестных участников торгов ожидают последствия:

  • штрафы до 500 тысяч рублей или в размере дохода правонарушителя за предыдущие 1-2 г.;
  • принудительные работы на 3 года с запретом на определенные должности и виды деятельности;
  • лишение свободы до 3 лет с запретом на определенные должности.

Особенности рассмотрения дел о картели 

  • Что делаем мы
  • Что нужно от клиента
  • Результат
  1. 1Анализируем перспективы успешного завершения разбирательства.
  2. 2Прорабатываем и составляем письменное обоснование правовой позиции.
  3. 3Изучаем судебные прецеденты по соответствующей теме.
  4. 4Собираем сведения и документы, связанные с перепиской участников картельного соглашения и дальнейшего рассмотрения вопроса.
  5. 5Представляем интересы и защищаем права компании клиента. Мы берем на себя такие функции в ходе разбирательств по вопросу в антимонопольном органе и при рассмотрении административного дела о мерах ответственности за участие в сговоре.
  6. 6Забираем решение антимонопольного органа.

Объем услуг для клиентов зависит от особых обстоятельств конкретного дела, этапа обращения и реальной возможности проведения необходимых правовых действий.

  1. 1Список реестровых номеров торгов, по которым антимонопольная служба выявила факты картельного сговора.
  2. 2Перечень IP-адресов, использованных для выхода в интернет в период действия противоправного соглашения (по данным УФАС). Для каждого также необходимо указать обслуживающего провайдера.
  3. 3Информацию об адресе, с которого фактически обеспечивался выход в сеть от имени клиента.
  4. 4Сведения о лицах, если они входят в ту же группу, что и участники картельного соглашения.
  5. 5Данные о помещениях, откуда велось интернет-соединение с целью участия в электронных аукционах (учитывается период существования картеля, зафиксированного УФАС).
  6. 6Учредительная документация от каждой компании, участвовавшей в соглашении. Потребуются устав, свидетельства с номерами ОГРН и ИНН, протоколы с решениями о создании фирмы и назначении гендиректора. Также нужны выписка из ЕГРЮЛ и приказ о вступлении в должность руководителя.
  7. 7Бухгалтерский баланс (форма составления — ОКУД 0710001). Отчет предоставляется за последний год, в который действовал картель.
  8. 8Отчет о полученных финансовых результатах (форма составления — ОКУД 0710002). Период аналогичен бухгалтерскому балансу.
  9. 9Организационно-распорядительные документы (за время существования картельного сговора). К ним относятся такие первичные документы кадрового учета, как приказы о найме и увольнении работников.
  10. 10Организационно-правовые документы, в том числе понадобятся штатное расписание (обязательно с Ф. И. О. сотрудников) и организационная структура компании, применявшиеся в период картельного сговора.
  11. 11Список работников, которые были ответственны либо привлечены к подготовке документов или проведению торгов во время действия противоправного соглашения.

Мы добиваемся минимизации или полного освобождения участников предполагаемого картельного соглашения от ответственности.

*перечень действий в рамках услуги устанавливается индивидуально в зависимости от стадии рассмотрения дела и фактической возможности проведения правовых процедур.

Картельный сговор — что это такое

Это противоправное деяние, совершенное участниками-конкурентами с целью создания определенных условий на торгах: удержания определенного уровня цен, ограничение выпуска продукции, отказ в сотрудничестве определенным покупателям и др.

Примечание: согласно судебной практике ВС РФ по аналогичным разбирательствам соглашение не обязательно должно иметь признаки договора, которые закреплены в ГК РФ. Сговор может произойти между участниками по электронной переписке или по телефонному разговору.

Какие действия ФАС может расценить как противозаконный сговор

Чтобы сделать вывод о законности взаимодействия участников торгов, ФАС анализирует и оценивает каждый отдельный случай с учетом имеющихся обстоятельств дела.

Практика рассмотрения аналогичных дел позволяет выделить общие признаки, на которые ФАС обычно обращает внимание:

  • проигравшие тендер организации получили от победителей определенные поощрения (договор поставки или иные компенсации);
  • устойчивые связи между некоторыми производителями и поставщиками, которые находятся под контролем разных лиц;
  • завершение аукциона незначительным снижением цен;
  • разные аукционы на начальном этапе отличались друг от друга набором обстоятельств (первоначальная цена, количество заявок, поведение участников), но в дальнейшем очевидно прослеживается единый сценарий проведения торгов.

Административная ответственность за сговор на торгах

За картельный сговор предусмотрены штрафы:

  • для должностных лиц — 40-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет;
  • для юридических лиц — в размере от 3/100 до 15/100 от суммы выручки за реализацию товара или услуг, либо в размере суммы, которую недобросовестный конкурент потратил на покупку товара.

За создание на аукционах конкретных условий: поддержание нужного правонарушителям уровня цены или создание выгодных условий для некоторых поставщиков:

  • для должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификация до трех лет;
  • для юридических лиц — от 1/10 до ½ первоначальной стоимости торгов, но не более 1/25 от суммы выручки правонарушителя и не менее 100 тысяч рублей.

Сроки давности при нарушении антимонопольного законодательства

Разбирательство о картельном соглашении должно быть прекращено, если со дня правонарушения прошло три года. Если противоправные действия имели длительный характер, то три года отсчитывается со дня прекращения или обнаружения сговора.

Основания возникновения уголовной ответственности

Уголовное дело будет возбуждено, если антиконкурентные действия на торгах повлекли за собой причинение ущерба свыше 10 млн. рублей или получение прибыли на сумму от 50 млн. рублей.

Наказывается:

  • штрафом от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;
  • принудительными работами на три года с лишением права на определенные должности и деятельность до одного года;
  • лишением свободы до трех лет.

Если те же самые действия совершает должностное лицо с повреждением имущества или угрозой его повреждения (при отсутствии вымогательства) и причинением ущерба свыше 30 млн. рублей или получением дохода от 250 млн. руб.

Наказывается:

  • принудительными работами до пяти лет с лишением прав на определенные должность и деятельность;
  • лишением свободы до шести лет и штраф до одного миллиона рублей;
  • штраф в размере дохода осужденного за период до пяти лет или лишение прав на определенные должности и деятельность.

Кто возбуждает дело о сговоре

  1. Антимонопольный орган, который проводит проверки с целью выявления антиконкурентных действий.

По сообщениям представителей ФАС в марте 2017 г. были обнаружены картели в 80 регионах России, и выписаны штрафы на сумму 60 млн. рублей.

  1. Физические, юридические лица, заказчики.

Из обобщенной позиции ФАС можно выделить прямые и косвенные признаки картеля:

Прямые доказательства:

  • соглашения в устной форме;
  • договоры в письменной форме;
  • протоколы совещаний (собраний);
  • переписка участников соглашения в разной форме.

Из практики ФАС:

  • В рамках внеплановой проверки ФАС России (Решение по делу 1-11-179/00-22-16) на рабочих компьютерах руководителя заместителя начальника Тендерного отдела ООО «ПК Аквариус» обнаружена переписка сотрудников компании с сотрудниками конкурирующей организацией ЗАО «КРОК инкорпорейтед» с текстом, прямо указывающим о согласованных действиях организаций;
  • Установлено, что ООО «К» совместно с АО «ФПГ «У», АО «Р», ООО «Т» осуществили антиконкурентные действия, в результате которых выросли цены на торгах;

Косвенные доказательства

  • экономически необоснованное поведение участника торгов, в результате которого создаются преимущества в пользу конкурента;
  • предоставление победителями аукциона различных компенсаций проигравшим участникам;
  • использование конкурентами одного IP-адреса при участии в торгах;
  • расположение конкурирующих сторон по одному адресу;
  • оформление сертификатов ЭЦП на одно и то же физическое лицо;
  • составление документов для разных участников одним лицом;
  • наличие взаиморасчетов между участниками торгов, которые дают основания подозревать наличие незаконного сговора.

Из практики ФАС России:

Косвенные доказательства сговора в деле N 4-14.32-881/00-22-17:

  • торги завершились минимальным снижением начальной цены;
  • заявки на участие в аукционе подали от одиннадцати до сорока участников, но ценовые предложения поступали в основном от одной компании;
  • В ходе торгов конкуренты использовали единую инфраструктуру: телефоны, электронные адреса, фактическое местонахождение.

В деле  4-14.32-485/00-30-17:

  • сотрудники отдела маркетинга и сбыта АО «УА» имеют доступ к электронным торговым площадкам не только от имени АО «УА», но и от имени ООО «К», ООО «ТА», АО «Ф», АО «Ф» и АО «УА»;
  • сотрудники АО «Ф» представляют интересы и ведут хозяйственную деятельность от имени нескольких хозяйствующих субъектов (АО «Ф», ООО «К», АО «УА», ООО «ТА»);
  • предложение участниками на протяжении более трех лет абсолютно идентичных лекарственных препаратов в составе первых частей заявок, направляемых на ЭТП, и к поставке по 2 358 позициям из 2 362).

По административным правонарушениям

Аналогичное разбирательство будет возбуждено, если ФАС обнаружит нарушение законодательства о конкуренции.

Поводы для возбуждения уголовного дела:

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • сообщение о преступлении из иных источников;
  • обращение прокурора в орган предварительного расследования с целью назначения наказания.

Подсудность дел о картельном сговоре на торгах

Дела об административных правонарушениях антимонопольного законодательства рассматривают Арбитражные суды.

Согласно практике ВС РФ местом административного правонарушения признается место, где было совершено или прекратилось длительное противоправное деяние независимо от места наступления последствий.

Согласно практике ФАС РФ местом административного правонарушения может считаться место нахождения Заказчика.

ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что решение ФАС можно обжаловать в течение 3 месяцев со дня вынесения решения.

Как ФАС устанавливает размеры штрафов

Формула определения размера штрафа:

  • минимальный размер штрафа + (максимальный размер штрафа — минимальный размер штрафа / 2).

Пример: За определенное правонарушение ст. 14.33 КоАП предусматривает штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. При отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств сумма рассчитывается так: 100 тыс. + ((500 тыс. - 100 тыс.)/2 = 300 тыс. руб.

При вычислении штрафов ФАС учитывает наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Смягчающие обстоятельства:

  • правонарушитель предотвращает негативные последствия противоправного деяния;
  • правонарушитель добровольно возмещает причиненный ущерб;

При наличии одного из указанных пунктов штраф уменьшается на 1/8 разности максимального размера за каждое смягчающее обстоятельство:

  • раскаяние участника картеля;
  • добровольное прекращение незаконного действия;
  • добровольное обращение в правоохранительные органы;
  • оказание содействия правонарушителем уполномоченному органу в выяснении обстоятельств дела;
  • добровольное исполнение участником картеля предписаний ФАС об устранении нарушения еще до вынесения решения по делу.

Специальные смягчающие обстоятельства:

  • участник картеля не является его организатором и был вынужден исполнять противоправные указания;
  • правонарушитель не приступил к исполнению заключенного им антиконкурентного соглашения.

При рассмотрении административного правонарушения ФАС может выявить и другие смягчающие обстоятельства.

На размер штрафа влияют и другие обстоятельства:

  • характер правонарушения;
  • имущественное положение участника сговора;
  • факт привлечения лица к ответственности за аналогичные деяния.

Отягчающие обстоятельства:

  • продолжение действий, несмотря на требование прекратить его;
  • повторное правонарушение на торгах;
  • установление картельного соглашения при чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение сговора группой лиц.
  • Решение о признании обстоятельств отягчающими принимают правоохранительные органы.

Примечание: За каждое отягчающее обстоятельство штраф увеличивается на 1/8 разности максимального и минимального размера штрафа.

Специальные отягчающие обстоятельства:

  • организация ограничивающих конкуренцию соглашений или действий;
  • принуждение иных лиц к антиконкурентному сговору либо продолжение участия в картели.

 

Отзывы клиентов

Картельный сговор на торгах
ООО «ГрадСтрой»

ООО «ГрадСтрой» в лице Генерального директора Баранова Александра Сергеевича благодарит юридическую компанию ООО «ПРИОРИТЕТ» за оказанную юридическую поддержку и участие в качестве нашего представителя в административном деле № 05-21/485-17 о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-03 «О защите конкуренции».

В отношении ООО «ГрадСтрой» было возбуждено дело об административном правонарушении в виде заключения устного картельного соглашения. Нашей компании грозила ответственность в виде штрафа, размер которого настолько значителен, что компания бы просто перестала функционировать.

Сотрудники ООО «ПРИОРИТЕТ» спасли наш бизнес! Добросовестное изучение материалов дела, тщательно продуманная позиция, грамотные выступления юристов на заседаниях в антимонопольном органе помогли убедить Московское областное УФДС России наложить на нашу компанию минимально возможный штраф.

Мы очень рады, что вовремя обратились именно в компанию ООО «ПРИОРИТЕТ», где работают внимательные, отзывчивые и небезразличные профессионалы. Считаем, что нам действительно очень повезло.

ООО «ГрадСтрой» искренне желает юридической компании ООО «ПРИОРИТЕТ» дальнейших успехов в нелегком деле защиты интересов своих клиентов, а также достойной оценки ее деятельности!

Генеральный директор А.С. Баранов

Картельный сговор на торгах
ООО «СМК РусСпецСтрой»

ООО «СМК РусСпецСтрой» выражает свою глубокую благодарность Вашей компании за успешное завершение административного дела № 05-21/432-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Юристы компании ООО «ПРИОРИТЕТ» предоставили полную консультацию относительно возбужденного в отношении нас административного дела, оценили все риски и объяснили перспективы развития во всех возможных направлениях. Добросовестный труд, опыт и целеустремленность сотрудников в достижении намеченной цели заслуживают высокой профессиональной оценки.

Умелое взаимодействие юристов с антимонопольным органом помогло нашей компании получить «положительное» постановление о наложении минимального штрафа за картельный сговор.

Было очень приятно ощущать со стороны работников Вашей компании оперативность и технически грамотное отношение к работе в течение всего периода нашего сотрудничества.

Желаем Вашей компании успешного развития и считаем возможным рекомендовать ООО «ПРИОРИТЕТ» как квалифицированную и компетентную организацию в решении подобных задач.

Генеральный директор А. Агула

Картельный сговор на торгах
ООО «2Б проект»

Общество с ограниченной ответственностью «2Б проект» выражает огромную признательность юристам компании ООО «ПРИОРИТЕТ» за искреннее и внимательное отношение к нашей сложной проблеме, а так же качественное, своевременное и плодотворное оказание юридических услуг.

Компания ООО «ПРИОРИТЕТ» помогла нам избежать административной ответственности и наложения штрафа за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» по административным делам № 05-21/487-17 и № 05-21/430-17. Кроме того, Генеральному директору нашей компании грозило привлечение к уголовной ответственности, которой также удалось избежать.

Аделина Мельк непосредственно контролировала и вела наше административное дело. Осуществляя юридическое представительство, она умело отстаивала интересы ООО «2Б проект» в сложных вопросах, возникающих у антимонопольного органа к деятельности нашей компании, а также очень грамотно аргументировала свою позицию защиты. В процессе взаимодействия она всегда была готова ответить на любой наш вопрос, дать свои пояснения, а также помогла настроиться на положительный результат. В конечном счете, ее профессионализм позволил нам сберечь значительные финансовые ресурсы и спасти нашу компанию.

Спасибо Вам за такой важный для нас результат проведенной работы, а также за теплую дружественную атмосферу, которую создают специалисты Вашей компании в процессе взаимодействия с клиентами!

Мы можем поручиться за положительный результат работы юридической компании ООО «ПРИОРИТЕТ» и смело рекомендовать её своим партнёрам по бизнесу.

Генеральный директор ООО «2Б проект» А.В. Бажанов

Картельный сговор на торгах

Благодарим за оказанную помощь в представлении наших интересов в Московском областном УФАС России по делу № 05-21/416-17 о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Компанию ООО «Дор-Сервис» обвинили в заключении устного картельного соглашения, за что нам грозили огромные административные штрафы, которые могли отрицательно сказаться на деятельности компании или вовсе привести к ее вынужденной ликвидации.v

Благодаря грамотно выстроенной позиции нашего представителя, антимонопольный орган удалось убедить в наличии смягчающих обстоятельств, и как следствие, ООО «Дор-Сервис» получило минимальный штраф из тех, что были предусмотрены законом за такие правонарушения.

Компании «ПРИОРИТЕТ» действительно есть чем гордиться — высококвалифицированной командой юристов, которые являются настоящими профессионалами, и готовы оперативно и безошибочно решить вопрос любой сложности, даже тот, который на первый взгляд кажется не решаемым.

Генеральный директор Потапович В.В.

Читать все отзывы

Вас может заинтересовать

 

Позвоните нам, и мы дадим вам
консультацию по вопросам связанных с картельным сговором

Аделина Мельк Аделина Мельк

руководитель отдела юридического консалтинга

+7 (495) 987-18-50
Оставьте заявку