Помощь в подаче жалобы в ФАС и представление интересов в суде

Жалоба и представление интересов в ФАС

Некоторые споры с заказчиками, кроме суда, можно решить через Федеральную антимонопольную службу. Для этого направляется жалоба на превышение полномочий, несоблюдение порядка размещения государственных заказов, отказ в допуске к торгам и другие аналогичные действия. Чтобы добиться справедливости, нужно грамотно оформить и соблюсти порядок подачи такого документа. Специалисты ЮК «ПРИОРИТЕТ» гарантируют быстрое рассмотрение Вашей ситуации, спрогнозируют результат и всестороннее содействие в данном вопросе для подрядчиков в Москве.

Обжалование в ФАС
Подготовка запросов на разъяснение тендерной документации

от 3 500 руб.

3-5 рабочих дней
Заказать
Подготовка жалоб в ФАС

15 000 руб.

3-5 рабочих дней
Заказать
Представление интересов компании при рассмотрении жалобы в ФАС

15 000 руб.

1 выезд
Заказать
Подготовка отзыва на обращение заказчика в ФАС России о внесении участника закупки в список недобросовестных поставщиков

от 15 000 руб.

4 рабочих дня
Заказать

Когда можно обращаться в ФАС?

  • Если нарушено законодательство о конкуренции.
  • При выявлении неправомерных решений или мер в ходе госзакупок.

Жалоба в ФАС — это естественная реакция на:

  • недобросовестное проведение государственных торгов;
  • явное продвижение конкретного участника;
  • сокрытие существенных условий закупки, к таким относится стоимость, комплектация или характеристика товаров.

Федеральная антимонопольная служба часто получает жалобы на необоснованный отказ принять заявку на закупку, невозможность полноценного участия в аукционах или конкурсах из-за сбоя на электронных площадках (ЭТП) и т. п. Это становится основанием для инициирования полной проверки процедуры. В ряде случаев претензии признаются необоснованными, поэтому писать в антимонопольную службу стоит только при полной уверенности в собственной правоте и подкреплении позиции вескими доводами. В противном случае дело закрывают. Специалисты проанализируют ситуацию и не допустят для клиента такого развития событий.

Предварительный запрос

Специалисты перед обжалованием действий рекомендуют обратиться к организатору, оператору торговой площадки или иным уполномоченным лицам в сфере закупок за разъяснениями спорных моментов: неосуществимые сроки на выполнение работ, предъявление требований, которые не были указаны на сайте информационной системы госзакупок или другие расхождения с правилами проведения тендеров по ФЗ-44 и ФЗ-223. Иногда такого обращения бывает достаточно, чтобы устранить сомнения в честности проведения торгов. Нормы ФЗ-44 запрещают претендентам вести переговоры с заказчиками и членами комиссии. Но через ЭТП, в которой проходит закупка, можно направить запрос на разъяснение спорных моментов в тендерной документации.

Если требуются разъяснения, то в запросе нужно указать четко сформулированный вопрос, на который заказчик должен ответить.

Если участнику нужно, чтобы заказчик внес изменения в извещение, то запрос должен содержать:

  • ссылку на часть документа, в котором допущена ошибка;
  • обоснование и доказательства позиции участника со ссылками на официальные источники;
  • просьба скорректировать извещение;
  • указание на статьи закона, которые будут нарушены, если заказчик проигнорирует запрос.

Если вы не уверены в обоснованности своей позиции, обратитесь за консультацией к профессионалам, которые помогут разобраться в ситуации и правильно составить запрос.

Как самостоятельно обратиться в ФАС с жалобой по 44-ФЗ

Добросовестные заказчики обычно идут навстречу (дают разъяснения и корректируют извещение), чтобы не привлекать антимонопольную службу и не затягивать проведение закупки. Если заказчик, представители конкурса игнорируют подобные запросы или не дают адекватных разъяснений в течение двух рабочих дней, поставщик имеет все основания известить антимонопольный орган о нарушениях.

Куда и как обращаться

Жалобы рассматривает территориальное отделение антимонопольной службы по месту нахождения организатора торгов. Если обнаружены нарушения в рамках торгов суммой свыше 1 млрд рублей и в действиях оператора электронных площадок, то обращаться нужно в центральное отделение. В случае ошибки, жалобу направят в нужное территориальное отделение без приостановления сроков рассмотрения. То есть началом этого срока будет считаться день поступления документа в надзорную службу, а не день его направления в нужный территориальный орган.

Подать обращение можно несколькими способами:

  • почтовый адрес;
  • на закрытые торги лично или через представителя (с приложением документов, подтверждающих его полномочия);
  • электронная почта с использованием квалифицированной электронной подписи;
  • курьерская доставка под расписку.

С 2022 года жалобы по 44 ФЗ подаются только в ЕИС, если речь идет об электронных торгах. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться в системе.

Поскольку сроки обращения ограничены, рекомендуется подавать жалобу по 44-ФЗ лично в отделение службы. Когда нет такой возможности, рекомендуется после отправки уточнить в отделении получено ли отправление. Если жалобу в электронной форме отправляет лицо, которое не является участником закупки, то квалифицированная подпись не требуется.

Жалобу можно отозвать до принятия решения по ней. Сделать это можно теми же способами, которые предусмотрены для подачи обращения.

Сроки подачи жалобы в ФАС

Важно помнить о том, что сроки подачи жалобы в по 44 ФЗ ограничены, сделать это можно:

В течение срока, отведенного для подачи заявок на участие.

Недобросовестные заказчики в документации могут намерено использовать непонятные формулировки или указывать необоснованно завышенные требования. Эти признаки свидетельствуют о намерении уменьшить конкуренцию и поддержать конкретного подрядчика.

После публикации результатов рассмотрения заявок.

На сговор заказчика с одним из поставщиков может указывать необоснованное отклонение заявок добросовестных участников или подача заявок от разных компаний, принадлежащих одному собственнику. На данном этапе обратиться в уполномоченный орган с жалобой на действия заказчика имеет право только участник закупки в течение 5 дней с момента публикации протокола заседания комиссии.

Во время проведения закупок.

Жалобу можно подать на оператора торговой площадки, если платформа работает некорректно, происходят сбои при аккредитации исполнителей или несвоевременно публикуются необходимые документы. По данным основаниям можно обратиться в ФАС в течение 30 дней с момента обнаружения нарушений.

Стоит иметь в виду, что не все заинтересованные граждане могут обжаловать действия заказчиков, операторов площадок, представителей торговой комиссии. Пока не истек срок подачи заявок, обратиться в ФАС имеет право любое заинтересованное лицо, в дальнейшем рассмотрению подлежат только жалобы участников. Если в закупке представлено несколько лотов, поставщик может обратиться в ФАС только по поводу нарушений в рамках позиции, в которой он принимал участие.

Когда речь идет о нарушениях, допущенных при заключении контракта с одним из подрядчиков, то крайним сроком обжалования является дата заключения контракта. Пожаловаться на нарушение правил в контрактной системе имеет право только победитель конкурса.
Если заказчик заключил контракт с одним из претендентов, то срок обращения в ФАС пропущен. Возникшие разногласия теперь можно решить только через арбитражный суд.

Что и как писать?

Жалоба не должна быть анонимной, иначе будет отклонена без рассмотрения. Указываются данные виновных (информация о должностных лицах, наименование организации заказчика) и реквизиты закупки (номер, способы выбора участников и др). Важно привести подробные факты нарушений, указать ссылки на соответствующие нормативные акты, а также приложить доказательства. Лучше использовать фирменные бланки.

Обратите внимание на то, что в обращении нужно подробно указывать все нарушения, которые вы обнаружили (с учетом ограничений, предусмотренных федеральными законами). Не стоит надеяться на то, что достаточно только привлечь внимание ФАС к закупкам, которые нарушают ваши права, чтобы решить все проблемы. Даже, если сотрудники обнаружат и другие нарушения, они имеют право провести проверку только по тем основаниями, на которые вы ссылаетесь. Чтобы увеличить шансы на рассмотрение дела в вашу пользу, составляйте документ жалобы четко и емко, ссылайтесь на законодательство, но без длинных цитат, прикрепляйте материалы, обосновывающие вашу позицию:

  • образцы документов по закупке, размещенные в ЕИС;
  • скриншоты с торговых площадок;
  • протокол рассмотрения заявки на участие в закупке;
  • переписка с заказчиком и иными лицами в рамках предварительного запроса.

Некоторые специалисты советуют указать, каких результатов вы хотите добиться:

  • отменить заключение договора с победителем;
  • внести изменения в документы по закупке;
  • провести закупку заново.

Порядок подачи и содержание жалобы в ФАС по 44-ФЗ практически не отличается от обжалования по 223-ФЗ. Разница в том, что законом установлено ограничение на количество действий, которые можно обжаловать по 223-ФЗ :

  • В ЕИС отсутствует информация о проводимой закупке или указана устаревшая редакция. Если положения о закупке, проектная документация и другие важные сведения выложены с опозданием, это также является нарушением;
  • Торги проводятся без указания в план-графике;
  • Организаторы закупок устанавливают для участников требования, не предусмотренные положением о торгах;
  • Не опубликован отчет об объеме закупок у малого и среднего бизнеса.

Перечень оснований для жалобы по 44-ФЗ гораздо шире.

Передать документ можно лично в письменной форме, по почте, в том числе электронной. Срок —не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующего протокола. Иногда жалоба на действие или бездействие заказчика подается  до окончания приема заявок или до заключения контракта.

Когда ждать решения?

При рассмотрении жалоб на заказчика ФАС руководствуется следующей схемой:

  1. Два рабочих дня дня с даты поступления — на регистрацию поступившего обращения и направление заинтересованным сторонам информации о месте и времени рассмотрения жалобы.
  2. Пять рабочих дней — на оценку ситуации и вынесение решения. На время рассмотрения жалобы ФАС вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
  3. Еще три рабочих дня — на извещение участников конфликта об итогах рассмотрения. Как правило, виновному лицу предписывается устранить доказанные нарушения. Неисполнение решения и предписания ФАС грозит санкциями в виде штрафа. Допускается оспаривание решения в арбитраже, но оформить и подать иск нужно в течение трех месяцев с даты принятия решения.

В ЮК «ПРИОРИТЕТ» возьмут на себя подготовку жалобы в ФАС, а также проследят за ее движением и исполнением решения.

С этой услугой часто заказывают

 

Подготовить жалобу в ФАС Вам помогут:

 Позвоните нам, и мы дадим вам консультацию по обжалованию в ФАС.

Вера Тетерина Вера Тетерина

руководитель отдела тендерного консалтинга

+7 (495) 987-18-50
Оставьте заявку
Обратный звонок