Расчет стоимости
Скачать прайс

Новое регулирование третейского разбирательства в России

С 1 сентября 2016 года вступают в силу два федеральных закона — Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», которые вносят существенные изменения в правовое регулирование «третейского разбирательства» в РФ.

Анастасия Фишкина, юрист:

Следует отметить, что Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 102-ФЗ не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства и, соответственно, повысить востребованность данного института для субъектов бизнеса.

Принятие новых Законов направлено на создание современного и эффективного механизма правового регулирования института третейского разбирательства в России с учетом мировой практики и текущего состояния данного института в нашей стране.

Закон № 382 направлен на регламентацию процедуры третейского разбирательства в целом, установление требований к третейским судьям, определение порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда, а также регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности.

Законом № 409 внесено большое количество изменений в действующее законодательсто, в частности, изменения внесены в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», а также иные нормативно-правовые акты.

 

Основные нововведения

1. Определено понятие «арбитража»

В соответствии с Законом № 409, «арбитраж» означает процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (третейское разбирательство) независимо от того, администрируется ли он постоянно действующим арбитражным учреждением, включая без ограничения Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, или нет.

2. Прямо определено, какие споры не могут рассматриваться в рамках третейского разбирательства (арбитража)

  • споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
  • дела о банкротстве;
  • дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • споры, возникающие из наследственных и семейных отношений;
  • споры, возникающие из трудовых отношений;
  • споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

3. Внесены изменения в порядок рассмотрения корпоративных споров

Определена категория «корпоративных» споров, которые не могут передаваться в арбитраж:

  • споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
  • споры, связанные с исключением участников юридических лиц;
  • споры, связанные с приобретением и выкупом акционерным обществом размещенных акций;
  • споры, связанные с обязательным предложением по выкупу акций;
  • споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;
  • а также некоторые другие споры.

4. Урегулировано взаимодействие между третейскими и государственными судами

Сегодня основными направлениями взаимодействия третейского и государственного судов являются принятие государственным судом обеспечительных мер по делам, рассматриваемым третейскими судами, рассмотрение дел об отмене, о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение третейских судов.

Однако теперь, согласно «новым» Законам, третейский суд с местом арбитража на территории России в случае возникновения необходимости получения доказательств, требующихся для разрешения спора, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого находятся истребуемые доказательства, с запросом о содействии в получении этих доказательств. Кроме того, государственные суды будут наделены полномочиями, в некоторых случаях, назначать арбитров и рассматривать отводы.

Еще один важным нововведением является то, что государственный суд, в который подано заявление об отмене арбитражного решения, с 1 сентября 2016 года получит право по ходатайству стороны спора приостановить производство по делу, с тем чтобы предоставить третейскому суду возможность возобновить арбитраж или предпринять иные действия, которые, по мнению третейского суда, позволят устранить основания для отмены арбитражного решения.

5. Установлены дополнительные полномочия сторон в третейском разбирательстве

Законы установили дополнительные полномочия сторон спора, который рассматривается третейским судом, созданным при постоянно действующем арбитражном учреждении. Так, в соответствии с Законом № 409, в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением (указав это в арбитражном соглашении) могут предусмотреть, что арбитражное решение является окончательным и не подлежит отмене.

Закон № 382 закрепил правило, давно сложившееся в судебной практике: «при перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника».

Третейское разбирательство является важнейшим институтом гражданского общества, поскольку представляет собой альтернативный способ разрешения споров.

Представляется, что принятие упомянутых Законов должно способствовать развитию третейского разбирательства в России. В свою очередь, повышение авторитета и привлекательности третейского разбирательства позволит снизить нагрузку на государственные суды, что положительно скажется на судебной системе в целом и принимаемых судами решениях, в частности.