«Клерк», март 2022
Содержание
Основы казначейского сопровождения
Под казначейским сопровождением понимается проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ). Таким образом казначейское сопровождение является механизмом, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств.
Казначейскому сопровождению (КС) подлежат средства, определенные федеральным законом о федеральном бюджете.
В 2022 году КС регулируется Федеральным законом от 06.12.2021г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Министерством Финансов также было разработано Письмо от 30.12.2021г. № 09-02-06/108295, которое содержит в себе рекомендации по подготовке проектов контрактов, заключаемых в 2022 году.
Казначейское сопровождение:
- Механизм контроля целевого использования бюджетных средств
- Регулируется Федеральным законом о бюджете
- Применяется к средствам, определенным законодательством
В связи с тем, что основанием для открытия казначейского счета является заключенный государственный контракт, договор (соглашение) необходимо чтобы не только сам контракт был составлен грамотно, но и условия контракта были сформулированы четко в соответствии с законодательством. В противном случае, Территориальный орган федерального казначейства (ТОФК) откажет в открытии счета.
Рассмотрим какие условия должны быть обязательно включены в контракт для открытия казначейского счета и какие проблемы могут возникнуть при подаче документов в ТОФК.
Оптимизируйте финансовые операции вашей компании:
Планируете открытие казначейского счета? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением для правильного оформления. Для корректного учета операций обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если вам нужна помощь в участии в госзакупках, рассмотрите наше комплексное тендерное сопровождение.
Условия контракта для казначейского счета
Статьей 242.23 БК РФ устанавливается, что в контрактах должны быть предусмотрены следующие положения:
- об открытии лицевого счета, в соответствии с порядком, утвержденным казначейством;
- о направлении в казначейство документов-оснований для перечисления денежных средств;
- об обязательном присвоении контракту Идентификатора государственного контракта (ИГК) и отражении его в контрактах (договорах) с субподрядчиками;
- о раздельном бухгалтерском учете по каждому контракту (договору);
- о структуре цены контракта и формировании расходных деклараций;
- о запретах на нецелевое использование перечисляемых средств;
- о случаях расширенного казначейского сопровождения.
Письмо Минфина от 30.12.2021г. № 09-02-06/108295 содержит в себе конкретные формулировки положений контракта в соответствии с Бюджетным кодексом.
Несмотря на то, что в Бюджетном кодексе, Письме Минфина, Приказах Казначейства содержатся все необходимые инструкции, контракты все-равно заключаются с ошибками и недочетами.
Так не подойдет для открытия счета контракт, содержащий в себе только фразу «финансирование по контракту подлежит казначейскому сопровождению». Для таких контрактов необходимо будет заключать дополнительное соглашение, где будут указаны все вышеперечисленные условия и бюджет финансирования. Только после заключения соглашения и размещения его в ЕИС можно будет подать документы в казначейство.
Идентификатор государственного контракта
Еще одним «камнем преткновения» при подаче документов в ТОФК является отсутствие в контракте ИГК.
ИГК представляет собой цифровой код, в котором зашифрована информация о документе.
В соответствии с Приказом Минфина России от 02.12.2021 № 205н ИГК формируется по контрактам, финансируемым из федерального бюджета, либо заказчиком до размещения контракта в ЕИС, либо автоматически в системе после размещения контракта, а по контрактам, финансируемым из местных бюджетов, формируется либо заказчиком, либо казначейством.
На практике, контракты заключаются и размещаются в ЕИС без ИГК. В связи с чем, перед подачей документов на открытие казначейского счета, возникает необходимость запрашивать у заказчика дополнительную информацию об идентификаторе и заключать дополнительное соглашение к контракту.
Отсутствие ИГК негативно сказывается не только на открытии счета, так как номер ИГК из контракта указывается в заявлении на открытие, но на всей работе по контракту, так как номер, как минимум, указывается в счетах-фактуры (ч.65 ст.169 НК РФ).
Ключевые условия контракта для казначейского сопровождения:
- Открытие лицевого счета по правилам казначейства
- Присвоение Идентификатора государственного контракта (ИГК)
- Раздельный бухгалтерский учет
- Запрет нецелевого использования средств
Риски неправильного оформления
Хотя за открытие казначейского счета пошлины не предусмотрены, при неправильном оформлении документов или несвоевременном выявлении ошибок, вы можете потерять время, которое при выполнении контракта и получении финансирования, действительно дорого. Потеря времени приводит к смещению сроков выполнения контракта, санкциям и штрафам со стороны заказчиков и возможному включению в РНП.
Во избежание неблагоприятных последствий рекомендуем обращаться к профильным специалистам по подготовке и открытию казначейских счетов.