Новые требования к специалистам НОСТРОЙ и НОПРИЗ. На что обратить внимание?

«Строительство.ru», июль 2022
UK
UK

«Строительство.ru», июль 2022

Как мы знаем по требованиям текущего законодательства, для того, чтобы компания имела право заниматься строительством, капитальным ремонтом, сносом, разработкой проектной документации и инженерными изысканиями она должна быть членом соответствующего СРО (ст. 55.6, ст. 55.5, ст. 55.5-1 ГрК РФ).

В свою очередь для членства в СРО необходимо, чтобы в штате компании были трудоустроены, как минимум, два специалиста, состоящие в национальном реестре специалистов, соответственно, НОСТРОЙ или НОПРИЗ. Специалисты НОСТРОЙ необходимы для вступления в строительное СРО, а специалисты НОПРИЗ для вступления в проектное СРО или СРО по изысканиям.

С 2017 года законодательно были установлены следующие минимальные требования к специалистам для включения в НОСТРОЙ и НОПРИЗ (ст. 55.5-1 ГрК РФ, Разъяснение Минстроя от 08.06.2017 № 20243-ТБ/02, Разъяснение Минстроя от 12.07.2017 № 24613-ХМ/02):

  1. Наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, включенной в Приказ Минстроя № 672/пр;
  2. Наличие не менее 10 лет общего трудового стажа с момента получения диплома о высшем образовании по специальности или направлению подготовки из Приказа Минстроя;
  3. Наличие не менее 3х лет стажа на инженерных должностях в компаниях, занимающихся строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом;
  4. Наличие повышения квалификации в области строительства, проектирования или изысканий не старше 5 лет;
  5. Наличие справки, подтверждающей снятую или погашенную судимость, либо её отсутствие;
  6. Наличие должностной инструкции.

С 1 сентября 2022 года процедура включения в НОСТРОЙ и НОПРИЗ кардинально меняется, а именно в силу вступят поправки в статью 55.5-1 ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также начнет действовать Приказ Минстроя России от 15.04.2022 № 286/пр «Об утверждении перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состава сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, порядка внесения изменений в национальные реестры специалистов, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов».

Новая редакция статьи 55.5-1 ГрК устанавливает новые требования к специалистам, а именно:

  1. Наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, включенной в Приказ Минстроя № 672/пр;
  2. Наличие не менее 3х лет стажа на инженерных должностях в компаниях, занимающихся строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом, проектированием или изысканиям;
  3. Прохождение независимой оценки квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
  4. Наличие не менее 10 лет общего трудового стажа с момента получения диплома о высшем образовании по специальности или направлению подготовки из Приказа Минстроя или не менее 5 лет общего трудового стажа с момента получения образования при условии прохождения независимой оценки квалификации;
  5. Наличие справки, подтверждающей снятую или погашенную судимость, либо её отсутствие;
  6. Новые должностные обязанности для отражения в должностной инструкции.

Таким образом мы видим, что по сравнению с текущими требованиями упраздняется наличие повышения квалификации у специалистов и вводится самое главное новое требование — прохождение независимой оценки квалификации (НОК), наличие которой в свою очередь существенно влияет на минимальный стаж.

НОК, в соответствии с Приказом Минстроя № 286/пр, не только является обязательным документом для включения, но также в самом реестре НОСТРОЙ или НОПРИЗ будут содержаться данные о выданном свидетельстве, а НРС будет отслеживать дату его выдачи и направлять специалистам уведомления о своевременном прохождении новой аттестации и предоставлению новых свидетельств для обновления сведений.

Рассмотрим, что подразумевает под собой НОК:

С 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимая оценка стала единственным инструментом подтверждения квалификации сотрудника. Однако во многих отраслях, в том числе в строительной отрасли, НОК до сих пор являлась процедурой добровольной, поэтому строительные организации не отправляли своих сотрудников на аттестацию такого рода.

Из-за необязательности процедуры для многих категорий профессий до сих пор нет профессиональных стандартов, которые должны быть разработаны Минтрудом и по которым должна проходить аттестация, это так же касается и строительной отрасли.

Сейчас же законодатель делает процедуру обязательной, а Минтруд активно принимает все новые и новые стандарты, чтобы с сентября 2022 года система заработала в полном объеме.

Как же будет проходить аттестация?

После принятия Федерального закона «О независимой оценке квалификации» была создана Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (АНО «НАРК»), которая ведет реестр всех выданных свидетельств НОК, а на ее базе были созданы соответствующие советы по профессиональным квалификациям. В нашем случае нас интересуют советы при НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Советы НОСТРОЙ и НОПРИЗ, в свою очередь, выдают разрешения коммерческим организациям, так называемым Центрам оценки квалификации (ЦОК), на прием заявителей, тестирование и централизованное направление данных в НОСТРОЙ и НОПРИЗ. В ЦОКах происходит очное тестирование по требованиям соответствующего профессионального стандарта и данные направляются на рассмотрение в совет НОСТРОЙ или НОПРИЗ, а НОСТРОЙ и НОПРИЗ направляет данные об успешной аттестации и выданном свидетельстве в НАРК.

Процедура довольно сложная и еще не до конца проработанная, поэтому до сих пор существует много неопределенностей относительно вопросов к подготовке к аттестации, профессиональным стандартам и многому другому.

Надеемся законодатель успеет к сентябрю наладить систему полностью, так как именно с этого момента все СРО будут ориентироваться именно на новые требования и вводить их в свои внутренние положения о членстве.

Также приказом Минстроя № 286/пр вводятся новые основания для исключения специалиста из соответствующего реестра:

  1. Привлечение к административной ответственности 2 и более раза в течение 1 года за правонарушения при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и строительстве;
  2. Вступление в законную силу решения суда, установившего вину лица за причинение вреда жизни и здоровью;
  3. Осуществление по вине лица выплат из компенсационных фондов СРО в связи с причинением вреда жизни и здоровью;
  4. Включение работодателя по вине специалиста, установленной в судебном решении, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  5. Направление работодателем в соответствующий реестр информации о неоднократном (более 2х раз) неисполнении специалистом своих должностных обязанностей.

На основании вышеизложенного мы делаем вывод, что давно устоявшаяся процедура включения специалистов становится не только ощутимо сложнее, но и увеличивается ответственность специалистов, работающих на объектах. При малейшем нарушении обязанностей или причинению вреда специалиста исключают из реестров, при этом без шанса на реабилитацию или срока, по истечению которого, возможно снова подать документы на включение.

Законодатель делает это для того, чтобы отсеять «номинальных специалистов» т.е. тех, которые только числятся в строительных организациях для членства в СРО и таким образом предполагает очистить реестры, сделав и так малочисленное количество специалистов НРС на вес золота. Действительно работающим строительным организациям теперь же придется вдвойне постараться чтобы соответствовать критериям. Нам остается только подчиниться и смотреть что будет дальше.

Вас может заинтересовать