Международная регистрация бренда | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Международная регистрация бренда

«Юрист компании», май 2025
Анастасия Бекичева
Анастасия Бекичева
Ведущий юрист
UK
UK

«Юрист компании», май 2025. Автор – Анастасия Бекичева, ведущий юрист отдела корпоративной практики.

Регистрация своего бренда в России – прекрасный старт успешного бизнеса. Но такая регистрация работает только в рамках одной страны и на защиту можно претендовать только в РФ.

Особенности регистрации бренда за рубежом

Если вы планируете выходить на рынок других стран или уже вышли – необходимо произвести регистрацию своего бренда в рамках национального законодательства необходимой вам страны. В случае, если этого не сделать можно столкнуться с неприятными последствиями, а именно:

  1. В стране регистрации уже есть такой же или похожий бренд. В таком случае выход на рынок означает судебные разбирательства, многомилионные штрафы и даже конфискацию продукции.
  2. Выход на рынок без регистрации. На практике случались ситуации, когда собственник бизнеса откладывает регистрацию торговой марки, по итогу его бренд уже зарегистрировал кто-то другой. Особенно часто эта ситуация происходит в Китае, поэтому перед выходом на международный рынок важно хотя бы успеть подать заявку на регистрацию своего бренда в стране.

Кажется, что регистрацию своего бренда за рубежом сложно осуществить из РФ? Ничего подобного! Главное правильно расставить ПРИОРИТЕТы и довериться профессионалам.

Международная регистрация бренда схема трех способов защиты интеллектуальной собственности в разных странах

Варианты регистрации бренда за рубежом

Рассмотрим подробнее каждый из вариантов регистрации

1. В национальную базу напрямую

Почему вообще существует такой вариант?

Не все страны являются участниками международных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью, равно как и не все подписывают международные акты в этой сфере. Поэтому в ряде стран нельзя подать заявку через специальные системы и нужно работать строго через местного патентного поверенного.

Патентные поверенные схема международного представительства с флагами Австралии, Аргентины и ОАЭ

Например, такими странами являются: ОАЭ, Аргентина. В этот же список попали и частично-признанные страны, например Тайвань, Палестина, Косово и пр. Они не могут подписать и ратифицировать международные соглашения, при этом у компаний может возникнуть необходимость вести деятельность на их территории под своим брендом. Национальная процедура регистрации бренда в большинстве стран проходит одинаково в связи с унифицированной международной системой регистрации. Но в ряде стран есть исключения. Например, в ОАЭ нужно предоставить факт ведения коммерческой деятельности, иначе у вас даже не примут заявку.

В любую страну, являющуюся участником международной регистрационной системы подать документы также возможно напрямую. Чаще всего это связано с более ускоренными сроками регистрации. Так, если подавать заявку, в США напрямую, то регистрационный срок составит 7-8 месяцев. В то же время подача документов в рамках Мадридской системы увеличит регистрационный срок как минимум до 12 месяцев.

2. Комплексная международная регистрация

Такой вариант возможен только для стран-участников ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности). В рамках стран-участниц, подписавших Мадридское соглашение 1891 г. и Протокола к нему 1989 г. Так, подать заявку на регистрацию можно сразу во все страны-участницы. Здесь сработает режим «одного окна», заявка оформляется онлайн на одном из международных языков, признанных ВОИС. Общая заявка направляется в Патентное ведомство и проходит единую проверку во всех странах. В таком случае не нужно связываться с патентным поверенным в каждой стране и нести расходы на его услуги.

Особенности при регистрации по Мадридской системе

  • Можно направить заявку от 1 до 131 страны одновременно.
  • Возможна только online подача заявки.
  • Сроки регистрации от 12 до 36 месяцев.
  • Расчет размера пошлины происходит в швейцарских франках.
  • Пошлина платится в каждую страну отдельно, а не единым платежом по всем странам. Так, например, пошлина за регистрацию в Греции составит 765 швейцарских франков, что эквивалентно примерно 78 000 рублей. Пошлина в Турции составит 813, а в Узбекистане 925 швейцарских франков.
  • Обязательная регистрация бренда в стране-инкорпорации. Это означает, что до подачи международной заявки нужно хотя бы подать заявку на регистрацию бренда в стране, резидентом которой является заявитель.
  • Документы подаются с участием Роспатента, за что также взимается пошлина. Минимальный ее размер - 4900 рублей.
  • Отказ в регистрации в одной из стран не означает отказ в других странах. Так, если заявка подана в 5 странах и в одной из них был получен отказ, это не влечет отказа по всем остальным странам.
  • Срок действия регистрации товарного знака – 20 лет с возможностью неограниченного продления.
  • В случае аннулирования регистрации в Роспатенте, международная регистрация также перестает действовать. Но если прошло более 5 лет бренд становится автономным и не зависит от регистрации в Роспатенте.
Gloria Jeans логотип известного российского бренда одежды на синем фоне

Российский бренд Gloria Jeans принадлежит АО «Корпорация «Глория Джинс», зарегистрирован также в Казахстане по Мадридской системе.

Подача международной заявки выглядит следующим образом:

Роспатент процесс подачи заявки через федеральную службу для международной регистрации WIPO

Подача документов в рамках Мадридской системы не единственно возможный вариант. Существуют и другие комплексные регистрации бренда, носящие более локальный вариант регистрации. Остановимся на возможных вариантах и их особенностях.

3. «Региональная» регистрация бренда

Региональная регистрация охватывает несколько стран в рамках национальных соглашений, например, в странах ЕС.

Комплексная регистрация в рамках Европейского союза (ЕС)

Страны-участницы ЕС создали свое единое европейское Агентство по интеллектуальной собственности. Это означает, что подается единая заявка сразу на 27 стран.

Особенности при регистрации в рамках Европейского союза:

  • На заявку действует единая пошлина, независящая от количества стран.
  • Если получен отказ в одной стране, то откажут в регистрации бренда в рамках всего Европейского союза.
  • Подача документов на регистрацию бренда может быть осуществлена лично в офис в Испании или в online режиме.
  • Срок регистрации бренда – от 6 до 24 месяцев.
  • Минимальные регистрационные пошлины составляют 850 евро.

В некоторых странах есть свои регистрационные особенности.

Так, в Швеции и в Чехии экспертиза по существу не происходит в классическом виде, как, например, в РФ. Регистрирующий орган не проводит проверку на схожесть брендов по своей базе. Ведомство не проверяет пересечения, а оставляет эту возможность за владельцами уже существующих брендов. По закону им выделяется 3 месяца с даты подачи заявки на представление своей позиции. Если пересечение действительно существует, Ведомство соответствующей страны откажет в регистрации. Если же пересечение не будет обнаружено или никто не обратится с возражениями, то бренд зарегистрируют.

В Канаде для переписки с местным ведомством нужно оформить местный адрес на все время регистрации бренда. На адрес патентного поверенного письма не приходят.

В Китае классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) претерпели изменения и несколько отличаются от классически принятых. Поэтому, при национальной подаче нужно ориентироваться на местный перечень. Минимальный срок регистрации – 12 месяцев.

4. Регистрация бренда в рамках ЕАЭС

Евразийский экономический союз объединяет в себе 5 стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения. В 2020 году был подписан договор о создании Единого патентного ведомства. Однако на сегодняшний день реальная структура не создана, как и не созданы механизмы взаимодействия между странами. Согласно действующему Договору о едином товарном знаке ЕАЭС, регистрация должная будет состоять из 4 этапов:

1 этап. Подготовка документов для регистрации бренда.

Оформление заявки в патентном ведомстве любой страны. В случае резиденства в РФ, подача осуществляется в Роспатент. На данном этапе оформляется заявка с регистрационными документами.

2 этап. Формальная экспертиза и оплата пошлин.

После подачи всех регистрационных документов, Роспатент размещает заявки, чтобы оплатить пошлины и провести проверку по комплектности документов.

3 этап. Экспертиза по существу.

На данном этапе проводится проверка для устранения схожести представленных логотипов с уже зарегистрированными брендами.

4 этап. Включение в реестр Товарных знаков.

После осуществления регистрации, в течение 2 месяцев планируется выдача Свидетельства и включение бренда в национальные реестры всех стран.

Пока же зарегистрироваться в данных странах можно либо через национальных поверенных, либо по системе Мадридской регистрации.

Также остается открытым вопрос: будет ли отказ в регистрации по всей заявке, если откажут в какой-то одной стране (по аналогии с ЕС)?

Для чего были сделаны такие комплексные международные и региональные регистрации?

  • Упрощение порядка регистрации бренда.
    При такой регистрации оформляется одна заявка по единым требованиям. Не нужно изучать местное законодательство всех стран.
  • Экономия на услугах патентных поверенных.
    Единая заявка обеспечивает возможность самостоятельной подачи или работу только одного поверенного в стране-резидентства вместо того, чтобы оплачивать услуги от 1 до 131 поверенных.

Выводы и заключение

Регистрация бренда за рубежом процесс весьма трудоемкий, но очень часто необходимый для развития бизнеса. Если бренд еще не зарегистрирован в России, то начинать нужно с подачи документов в Роспатент. Если бренд уже существует, то самая главная задача – определить в каких странах Вам нужно его действие. Помните, что выходить на новый рынок без бренда – чревато негативными последствиями вплоть до утраты своей продукции. Тут же встает вопрос: как лучше подать документы? Наши специалисты подскажут по какому варианту лучше пойти, чтобы получить наиболее оптимальный результат.

Остались вопросы, нужна консультация – будем рады помочь!

Оставить заявку
Обратный звонок