С 1 мая при исполнении контрактов введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов

Дарья Пашинина, юрист

Анализируя нынешнюю ситуацию в сфере закупок строительных работ, несложно догадаться, что нововведения направлены на дальнейшее упрощение исполнения договоров (контрактов) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.

После расширения возможностей изменения условий контрактов (договоров) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капстроительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, заключённых в рамках законодательства о контрактной системе, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2022 №680, данный запрет видится логичным продолжением данной политики.  

Запрет является гарантией для подрядчика, так как он может быть уверен, что получит заявленную цену, предложенную по результатам закупки, в полном объеме, вне зависимости от изменений, отображаемых в сметной стоимости. 

Ранее действовала редакция, согласно которой сметные нормативы и цены строительных ресурсов не применяются, если иное не предусмотрено самими договорами (контрактами), теперь же данное применение невозможно вовсе, несмотря ни на какие оговорки и исключения в текстах контрактов и договоров. 

Отношение к этому имеют такие виды работ по договорам (контрактам), заключённым в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, как:

  1. строительство объектов капитального строительства (далее – ОКС);
  2. реконструкция ОКС;
  3. капитальный ремонт ОКС;
  4. снос объектов ОКС;
  5. выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Запрет распространяется на время исполнении контрактов (договоров) на вышеперечисленные виды работ, в случае если они финансируются за счёт:

  1. бюджетных средств;
  2. юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями);
  3. юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых публично правовых образований составляет более 50 %.

Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 01.05.2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (контракта)

Особенности расчета НМЦК на закупку строительных работ, если срок их выполнения переходит на второй и (или) последующие годы
Если срок выполнения работ переходит на второй и (или) последующие годы, то НМЦК определяется по формуле (п. 23 Порядка N 841/пр):

 

С 1 мая при исполнении контрактов введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов

 

Итоговый индекс инфляции (Кинфл) рассчитывается исходя из доли сметной стоимости работ, подлежащих выполнению в каждом году, и индекса прогнозной инфляции.

Особенности расчета НМЦК на выполнение остатков строительных работ
Порядок расчета НМЦК на выполнение остатков строительных работ, не выполненных в связи с расторжением ранее заключенных контрактов, и ее формула приведены в п. 25 Порядка N 841/пр. Для расчета НМЦК необходимо учесть:
сметную стоимость оставшихся работ. Это разница между общей сметной стоимостью работ и стоимостью выполненных работ (по которым подписаны КС-2 и КС-3 или иные первичные учетные документы). При расчете стоимости выполненных работ учтите индекс прогнозной инфляции и коэффициент тендерного снижения цены, учтенные в расторгнутом контракте (п. 26 Порядка N 841/пр);
индекс фактический инфляции на дату формирования НМЦК на выполнение остатков работ;
индекс прогнозной инфляции на период выполнения остатков работ.
В случае заключения контракта, предусмотренного ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, - цена рассчитывается по формуле из п. 27 Порядка N 841/пр с учетом положений п. 28 этого Порядка.

Все дело привычки, но в вообразимом ближайшем будущем представляется, что исполнять данную норму будут только единицы среди заказчиков, большинство же - по старинке, привычной схеме со сметной документацией при исполнении. 

Однако, стоит отметить и неминуемый процесс устаревания сметных нормативов, который, в свою очередь, по мнению подрядчиков, мешает им полноценно исполнять контракты (договоры).

Возникающие вопросы могут привести к негативным последствиям, если не будет предпринят системный и комплексный подход к проблеме. Так, остается неясным, что каков должен быть алгоритм действий в случаях, если, например, работы выполнены не полностью, а частично, если договор (контракт) расторгнут и т.д. 

К сожалению, фрагментарные несистематизированные изменения, вводимые законодателем, зачастую приводят не к тем результатам, которые ожидались и преследовались, но время покажет и расставит все на свои места. Участникам в сфере закупок и строительных работ остаётся лишь верить и ждать новую порождаемую данной нормой практику. 

Вас может заинтересовать