Внедрение электронного документооборота во взаимоотношения МФЦ и Росреестра
Со вступлением в силу правок в Федеральный закон № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости изменяется порядок предоставления услуги по регистрации документов в Росреестре.
Оптимизируйте документооборот вашей компании:
Планируете внедрение электронного документооборота? Воспользуйтесь нашим бухгалтерским аутсорсингом. Для правильного оформления документов обратитесь за профессиональным составлением договоров. Если нужна помощь с электронной подписью, рассмотрите стоимость сертификатов электронной подписи в Москве.
Екатерина Устинова, ведущий юрист
Так, раньше после регистрации договоров с недвижимостью в Росреестре на руки заявителю выдавался договор с отметкой о проведенной регистрации — специальной регистрационной надписью. Она содержала сведения о зарегистрированной сделке, номере и дате регистрации, отметка была проставлена в Росреестре.
В связи с нововведениями, с 29 июня 2022 года специальная регистрационная отметка Росреестра отменяется. Теперь при подаче документов на регистрацию в Росреестр сотрудники МФЦ осуществляют предварительную проверку документов, затем осуществляют перевод документа в электронный формат, заверяя такой документ своей электронной подписью, после чего осуществляют передачу документа непосредственно в Росреестр в электронном виде.
После получения документов, Росреестр проводит собственную экспертизу поступивших документов, осуществляет регистрацию, после чего проставляет штамп также в электронном виде.
После прохождения такой процедуры в Росреестре, документы направляются посредством защищенных каналов связи обратно в МФЦ. Далее сотрудники МФЦ выдают на руки заявителю уже не договор с отметкой Росреестра, а выписку, заверенную подписью сотрудника МФЦ.
Таким образом, информацию о зарегистрированных сделках с недвижимостью, правах и обременениях теперь можно получить только из Выписки из ЕГРН, а документального подтверждения в виде отметки на договоре отныне существовать не будет.
Что в свою очередь означает, что Выписка из ЕГРН становится единственным официальным источником информации о правах на недвижимость, об ограничениях и обременениях объекта недвижимости (например, ипотека); регистрации договора и иной сделки с недвижимостью.
Можно заключить, что данный процесс перевода обмена документами в электронный формат, несомненно, ускоряет процессы передачи и приема документации между ведомствами, однако, безусловно, невозможно и не отметить негативные аспекты данного нововведения — сбои в программе, дополнительная нагрузка на сотрудников МФЦ при приеме и передачи документов на печатном носителе с последующим переводом таких документов в электронный формат.
В любом случае, сейчас мы находимся в стадии активного перехода к информационному обществу, все структуры переводят внутренний и межведомственный документооборот в сферу электронных взаимоотношений, и, конечно, требуется время для того, чтобы выявить все недостатки и устранить их для наиболее эффективного взаимодействия в будущем.
В связи со всем ранее изложенным, хочется обратить особое внимание на важность ответственного подхода к оформлению сделок с недвижимостью, в том числе, в обязательном порядке перед совершением любых действий с недвижимостью необходимо запросить выписку из ЕГРН (онлайн на сайте Росреестра, или в МФЦ) — тем самым Вы, в первую очередь, обезопасите себя и своих близких от мошеннических и иных действий, которые могут причинить не только материальный, но и моральный вред.