Расчет стоимости
Скачать прайс

Спорный порядок регистрации страхователей в Пенсионном Фонде РФ

Евгений Воронов, юрист

Иностранные организации, получившие свидетельства об аккредитации своих филиалов и представительств в России в 2017 году, столкнулись с трудностями при постановке на учёт в Пенсионный Фонд РФ (далее – ПФР) – они не могут получить номер страхователя. Согласно п. 10 ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», с 1 января 2015 года Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) в течение трёх рабочих дней с момента аккредитации должна направить в электронной форме сведения о филиале/представительстве в государственные внебюджетные фонды, в т.ч. ПФР, для регистрации филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователя.

На практике ФНС эти сведения никуда не направляла и не направляет по сей день. До 2017 года иностранные организации самостоятельно вставали на учёт в ПФР на основе заявления и полного комплекта документов о самой иностранной компании и об аккредитованном обособленном подразделении. Однако с 1 января 2017 года ПФР не принимает документы от заявителей. Таким образом, вновь аккредитованные подразделения иностранных компаний не могут получить регистрационные номера страхователей в ПФР. Без регистрации в ПФР невозможно направлять бухгалтерскую отчётность, что может привести к санкциям со стороны государственных органов.

Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуем направлять отчётность в ПФР даже без регистрационного номера страхователя (вместо него указывать нули; ИНН, КПП и прочие реквизиты указываются в соответствии с документами, полученными из ФНС). Также желательно получить из ПФР документ, который бы свидетельствовал, что компания обращалась в ПФР для регистрации, но получила отказ. Когда системы обмена данных между ПФР и ФНС начнут функционировать, регистрация иностранной компании в ПФР будет осуществляться на основании полученных из ФНС сведений автоматически.