Для регистрации личных фондов теперь Минюст не нужен. | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Для регистрации личных фондов теперь Минюст не нужен.

Сергей Китаев, старший юрист. Дата публикации 01.10.2024​

Возможность создания в России личных фондов (появилась в 2021 году) как альтернативы зарубежным трастам стало особенно актуально из-за санкционного давления на владельцев крупного бизнеса. Это позволяет собственникам активов регулировать его деятельность, уменьшить риски в вопросах наследования, управления бизнесом и переданным в личный фонд имуществом.

Одним из существенных условий является то, что при создании личного фонда стоимость имущества, передаваемого личному фонду его учредителем, не может быть меньше ста миллионов рублей (определяется на основании оценки его рыночной стоимости).

Личный фонд, являясь унитарной некоммерческой организацией до недавнего времени подлежал регистрации в Минюсте России и срок такой регистрации составлял 1,5 месяца.

В период с 2021 по 2023 год было зарегистрировано всего лишь 16 личных фондов.

В целях повышения привлекательности, а также ускорения и упрощения процедуры регистрации, полномочия по государственной регистрации личных фондов переданы ФНС России.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для регистрации личного фонда нужно предоставить следующие документы:

  1. Заявление о госрегистрации по форме № Р11001 (подпись заявителя- учредителя личного фонда, подлежит обязательному нотариальному заверению);
  2. Решение об учреждении личного фонда (нотариально заверенное);
  3. Устав личного фонда (нотариально заверенный);
  4. Условия управления личным фондом (нотариально заверенные).

Документы в ФНС России могут быть предоставлены несколькими способами:

  1. Нотариусом, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса;
  2. Лично учредителем фонда с представлением документа, удостоверяющего личность;
  3. В форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью учредителя личного фонда.

При подаче документов в регистрирующий орган не в электронной форме, возникает обязанность по оплате госпошлины в размере 4 000 рублей.

Срок регистрации 5 рабочих дней.

Обращаем внимание, что копии решений об учреждении личных фондов, уставов и сведения об учредителях фондов не предоставляются, так как доступ ограничен в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ.

В заключение отметим, что при передаче ФНС России личные фонды выведены из-под действия Закона об НКО и контроля Министерства юстиции. У личных фондов (в том числе и ранее созданных) теперь отсутствует обязанность публикации отчетов о деятельности и уставов, сдачи отчетности в Министерство юстиции.

Юристы компании ЮК «ПРИОРИТЕТ» помогут подготовить документы для регистрации личного фонда, отвечающие требованиям законодательства и подобрать оптимальный вариант управления личным фондом.

Вас может заинтересовать

Обратный звонок