Тождественные товарные знаки | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Тождественные товарные знаки

РБК, январь 2024
UK
UK

«РБК, январь 2024. Автор – Анастасия Бекичева, юрист.

Создать свой бренд как максимально уникальный объект - крайне сложная задача. В России действующая система регистрации Товарного знака организована с 1896 года. Очевидно, что за это время зарегистрировано большое количество логотипов. Если смотреть статистику за весь период существования современной системы товарных знаков, то число  зарегистрированных логотипов будет более 800 000. И каждый год подается еще более 100 000 заявок. Фактически такая статистика означает, что придумать что-то оригинальное, не похожее на иные бренды очень трудно.

Еще сложнее дается понимание, что изменение шрифта или буквенной раскладки (с латиницы на кириллицу и наоборот) не несет в себе качественного изменения логотипа. Иногда, создается иллюзия, что дизайнерский шрифт, который является "уникальным" создает неповторимый и особенный логотип. На практике же коллегия Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - ФИПС), как и суды, считают иначе.

Тождественные товарные знакиТак, в сентябре 2023 года коллегия ФИПС рассмотрела возражения на отказ в регистрации Роспатентом бренда ООО "Зеленые линии" по заявке 2021773547 из-за схожести с товарными знаками "Prebio", "ПРЕБИО" международным заявкам N 1155201 и N 0802257 правовая охрана которым на территории России предоставлена на имя Societe des Produits Nestle S.A., CH-1800 Vevey. В обеих заявка фигурирует 5 класс МКТУ в части БАДов.

Тождественные товарные знакиПо анализу коллегии указано, что различие между брендами присутствует. Так, например,

  • буква b в заявке ООО "Зеленая линия" представлена в фантазийном стиле, превращая ребро буквы в листик
  • логотипы имеют различную цветовую гамму
  • сопоставляемые обозначения разнятся по составу звуков, гласных и согласных букв.

Меж тем, тождественность заявленного обозначения и зарегистрированного товарного знака обусловлена с одной стороны, фонетической идентичностью словесных элементов, составляющих основу обоих логотипов. С другой стороны, наглядным совпадением заявленного и зарегистрированного изображения.

В соответствии с п. 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Поэтому, подлежать регистрации данный бренд может только в случае получения письменного разрешения от правообладателя с более ранним приоритетом, т.е. от того, кто ранее зарегистрировал свой бренд (Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 сентября 2023 г. по заявке N 2021773547). Примечательно, что можно было бы зарегистрировать данный бренд даже в однородном классе товаров и услуг, в случае, если у брендов нет пересечений по продукции. Например, если бы Prebio использовал логотип только для БАДов, а ООО "Зеленые линии" только для лечебных шампуней, с помощью нескольких хитростей регистрация бы прошла.

И это далеко не единственный пример, когда логотипы были признаны схожими.

18 августа 2021 года ООО "Авицена" подало заявку на регистрацию Товарного знака по заявке N 2021752280 в отношении медицинских услуг по 5 классу МКТУ.

Тождественные товарные знаки

13 декабря 2022 года Роспатентом было прнято решение об отказе в регистрации в связи с тем, что в 1988 году был зарегистрирован бренд N 84158 на имя ООО "Медицинский центр "Авиценна"

Тождественные товарные знаки

Коллегия ФИПС оценивала схожесть рассматривая следующие аспекты:

1) звуковое совпадение, а именно:

  • наличие сходных и совпадающих звуков в соотносимых логотипах; 
  • близость звуков, в которых представлены оба логотипа;
  • наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях;
  • ударение в логотипах.

2) графическое сходство, которое считается как совокупность:

  • общего впечатления;
  • вида  шрифта;
  • расположение букв по отношению друг к другу.

3) смысловая однородность.

Так, коллегия отметила, что, хотя присутствует некоторое различие в шрифте и цвете, смысловая нагрузка обоих логотипах идентичная, что позволяет идентифицировать логотипы как схожие до степени смешения (Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июня 2023 г. по заявке N 2021752280/33)

Не менее интересное в этом плане дело с известным брендом сыра Ламбер, которое было рассмотрено Судом по интеллектуальным правам в 2019 году. Причем интересно оно тем, что товарный знак был противопоставлен не другому товарному знаку, а патенту на промышленный образец.

Итак, в чем «сыр-бор». Шония Данил Нодарович обратился в Роспатент с заявкой на получение патента в части продукции категория "Этикетка" 28 августа 2007 года. Патент был получен и ему был присвоен соответствующий номер № 68407.

Тождественные товарные знаки

Согласно поданному описанию в Роспатент был представлен продукт в виде этикетки желтого цвета с красными элементами, где доминирующее положение занимает на озеро с деревянным домом и деревьями, а внизу располагается плетеная корзина.

29 января 2018 года в коллегию ФИПС было подано  возражение от ООО «Вимм-Биль-Данн Продукты Питания» далее - Общество) с указанием на схожесть зарегистрированного промышленного образца  с товарным знаком № 275208.