Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей

«Генеральный директор» №1, январь 2014

Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей Пять необычных споров с налоговиками, в которых компании отстояли почти 30 миллионов рублей

Армен Бахтин
Армен Бахтин
управляющий партнер
UK
UK

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:

  1. Как доказать, что без дорогого автомобиля сделка не будет заключена
  2. Как, играя в футбол, привлечь новых клиентов
  3. Можно ли проверить профпригодность охранников с помощью шариков с краской
  4. Почему компания арендовала для троих сотрудников целый самолет для командировки в Турцию

Практика показывает, что при грамотном подходе компания может списать в уменьшение прибыли даже такие расходы, как оплата игры охранников в пейнтбол. Какие еще траты, не относящиеся непосредственно к бизнесу, компании умудрялись включать в себестоимость? Предлагаю Вам обзор пяти незаурядных судебных споров, в которых бизнесмены сумели привести неопровержимые доказательства своей правоты.

Без автомобиля Maybach невозможно увеличить прибыль (спор на миллион)

В ходе выездной проверки компании «Маиф» инспекторы обнаружили, что руководство арендовало машину марки Maybach для поездки на переговоры к клиенту. По мнению контролеров, использование столь дорогого автомобиля не требовалось, значит, затраты на аренду были экономически неоправданны. В результате фирме отказали в возмещении НДС и обязали выплатить в бюджет недоимку, штраф и пени на общую сумму более 1 млн руб.

Доводы компании. Генеральный Директор использовал машину исключительно для того, чтобы повысить деловую репутацию фирмы. Это ему удалось. Подтверждение - отчет о прибылях и убытках, из которого видно, что финансовое положение компании улучшилось. Суду были представлены также иные доказательства: заключение маркетологов об имидже фирмы и его взаимосвязи с качеством представительского транспорта; дополнительное соглашение к трудовому договору с директором, в котором есть пункт о служебном авто.

Решение суда и советы руководителям. Судьи приняли сторону компании, посчитав ее аргументы убедительными (постановление ФАС Московского округа от 16.12.2009 №А40-60528/08-139-243). Если Вы окажетесь в подобной ситуации, во избежание споров с налоговиками поручите финансисту подготовить заключение, подтверждающее обоснованность расходов. Из документа должно следовать, что после аренды (покупки) дорогостоящего автомобиля число клиентов или количество заключенных договоров увеличилось.

Эффективно разрешайте налоговые споры:

Возник спор с налоговой? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением для защиты интересов компании. Для правильного ведения налогового учета обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если вам нужна помощь в оспаривании решений налоговой, рассмотрите услугу подачи жалобы в ФАС.


Если дети играют в футбол, клиенты становятся лояльнее (спор на 22 миллиона)

Одна из московских сетей гипермаркетов устроила детский футбольный турнир. Расходы на него бухгалтерия списала в уменьшение прибыли. Однако инспекторы, которые проводили проверку, заключили, что оснований для этого не было, поскольку затраты не имеют отношения к производственной деятельности компании, да и рекламными их назвать нельзя. В итоге сеть гипермаркетов обязали возместить более 22 млн руб.

Доводы компании. Прежде чем организовать соревнование, Генеральный Директор издал приказ, в котором оговорил, что футбольный турнир проводится для формирования лояльного отношения к гипермаркетам со стороны покупателей, создания положительного имиджа компании, привлечения внимания новых клиентов. Чтобы достичь этих целей, матчи проводили прямо на парковке перед одним из магазинов. Целевая аудитория -дети от 10 до 12 лет, чьи родители уже были покупателями сети или могли заинтересоваться этими магазинами. Для команды - победительницы турнира гипермаркет организовал поездку в Англию. О фирме стали больше писать в прессе, ее начинание освещалось телевидением, радио, появилась информация в Интернете. В итоге количество клиентов увеличилось, значит, как указала компания, все расходы (и на проведение турнира, и на призы) экономически оправданны.

Решение суда и советы руководителям. Судьи подчеркнули, что руководители компаний имеют право сами выбирать способ и средства продвижения своих фирм или продукции. Поскольку в ходе мероприятия распространялась информация о деятельности компании и демонстрировался ее товарный знак, организационные расходы можно отнести к рекламным (постановление ФАС Московского округа от 14.03.2012 №А40-63461/11-99-280). Если Вы решите провести подобное мероприятие в 2014 году, обязательно издайте приказ, в котором изложите цели акции, а после ее завершения поручите отделу маркетинга подготовить заключение с конкретными данными (как выросла лояльность клиентов, на какой процент увеличилось число покупателей и т. п.)

Пейнтбол - верный способ проверить надежность охранников (спор на 2,3 миллиона)

Охранная фирма «Интерлок-Т» арендовала оборудование для игры в пейнтбол, а также закупила красящие шарики-пули. Цель - проверка навыков охранников, их профессиональной пригодности. Понятно, что налоговики таких странных расходов не одобрили. В заключении они написали, что траты на оплату культурно-зрелищных или спортивных мероприятий, равно как другие траты такого рода, произведенные в пользу работников, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль. Мало того, документы, подтверждающие спорные расходы, инспекторы сочли неполными и противоречивыми: акты о проверке знаний не содержат конкретных заданий для выполнения, не доказан факт перемещения товара от фирм-поставщиков, которые к тому же имеют признаки недобросовестных налогоплательщиков. Охранную фирму обязали выплатить недоимку по налогу на прибыль, НДС, а также пени и штрафы на общую сумму более 2,3 млн руб.

Доводы компании. Руководство фирмы настаивало, что сотрудники частного охранного агентства проходили проверку на профессиональную пригодность согласно утвержденному положению о повышении профессиональной подготовки. Пейнтбольное оборудование и красящие шарики использовались для проверки огневой, тактической и специальной физической подготовки охранников. Суду были представлены приказы и учебно-тренировочные планы, платежные поручения, счета-фактуры. Поскольку претензий к документам инспекторы не предъявляли, значит, нельзя было ставить под сомнение реальность закупки товаров у контрагентов.

Решение суда и советы руководителям. Судьи заняли сторону компании, посчитав, что регулярные тренировки персонала позволят ей укрепить позицию на рынке охранных услуг, а значит, увеличить прибыль (постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2011 №Ф09-1879/11-С2). Если и Вы решите устроить для своих сотрудников соревнования, особенно в нерабочее время, нужно будет доказать, что спортивное мероприятие (игра в пейнтбол, футбол, теннис и т. д.) направлено на достижение целей компании. Например, пусть юристы составят приказ, из которого будет ясно, что игра в волейбол по пятницам (в летнее время) направлена на сплочение коллектива и повышение работоспособности, что позволит компании в будущем улучшить финансовые показатели.

Собственные уборщицы есть, но их жалко (спор на 3,2 миллиона)

У одной московской типографии был штат уборщиц, однако она наняла еще и клининговую фирму. Расходы списала в уменьшение прибыли. Налоговики обнаружили это во время проверки и задались вопросом, зачем типографии дополнительные уборщицы, если есть свои. Решили, что незачем, а значит, компания должна доплатить в бюджет более 3,2 млн руб.

Доводы компании. Типография осуществляла масштабные ремонтно-строительные работы, соответственно, объем текущей уборки вырос в несколько раз. Кроме того, в отремонтированных помещениях нужно было провести генеральную уборку. Собственный штат уборщиц оперативно справиться со всеми этими работами не смог бы. Более того, функции штатных и вновь нанятых уборщиц не дублировались: первые проводили ежедневную уборку производственных и офисных помещений типографии, а вторые занимались наведением порядка в подсобных помещениях и площадях общего назначения. Все работы подтверждены договорами, счетами-фактурами, актами.

Решение суда и советы руководителям. Судьи посчитали, что претензии налоговых инспекторов необоснованны (постановление ФАС Московского округа от 10.12.2012 №А40-33064/12-115-6). Чтобы избежать возможных споров с контролерами, лучше заранее продумать доводы, подтверждающие необходимость привлечь дополнительную рабочую силу (например, можно это мотивировать ремонтными работами или расширением компании). Кроме того, поручите главному бухгалтеру собрать оригиналы всех первичных документов, они подтвердят реальность выполненных работ.

Аренда целого самолета необходима, чтобы не опоздать на важную встречу (спор на полмиллиона)

Компания «Таиф» арендовала самолет (рассчитанный на 49 пассажиров), чтобы доставить троих командированных сотрудников в Турцию для участия в переговорах (маршрут: Казань - Анкара - Стамбул - Казань). Затраты на аренду составили более 1,5 млн руб. По мнению инспекторов, намного дешевле было купить билеты на регулярные рейсы. В результате компанию обязали доплатить в бюджет недоимку по налогу на прибыль и штраф на общую сумму около 543 тыс. руб.

Доводы компании. Чартерные авиарейсы для про¬езда работников к месту командировки и обратно компания использовала лишь в том случае, если на дату проведения переговоров не было регулярных или транзитных рейсов. Такие меры необходимы для оперативного и непрерывного управления предприятием.

Решение суда и советы руководителям. Судьи сделали вывод, что аренда самолета экономически целесообразна, потому что чартерные рейсы позволяют мобильно перемещаться на дальние расстояния (независимо от наличия мест, задержек рейсов, неудобного времени вылета или прилета) и заключать выгодные контракты (постановление ФАС Московского округа от 19.06.2012 №А40 110493/11-99-474). Если и Вы решите арендовать целый самолет, поручите юристам или финансовым менеджерам собрать все договоры, для заключения которых Ваша компания отправляла на этом самолете сотрудников в командировки. Кроме того, стоит подчеркнуть, что пунктуальность при проведении встреч, то есть прибытие на них именно в те даты, на которые эти встречи были намечены, влияет на имидж фирмы в глазах деловых партнеров.

Вас может заинтересовать

Обратный звонок