«Бизнес.ру», декабрь 2021
Регистрация товарного знака (далее — ТЗ), как и патентование — весьма трудоемкий и долгий процесс. Но эффективность результата этого действия нельзя не оценить. В самой простой «классической» схеме регистрация ТЗ или получение патента происходит, когда компания изобрела какой-то новый, уникальный продукт, разработала необычный дизайн изделия или создала свой личный бренд. Регистрация такого результата интеллектуального труда необходима сразу по нескольким причинам:
- чтобы выделяться среди прочих товаров на рынке;
- запретить пользоваться ТЗ или патентом без соответствующего разрешения;
- извлекать прибыль (при заключении, например, лицензионных договоров).
Меж тем, не все компании выбирают «классическую» схему патентования и регистрации. Именно здесь и возникают «серые» патенты.
Фактически «серыми» называются патенты, которые прошли этапы регистрации и даже получили соответствующий документы из Роспатента, но при этом никто ничего не придумывал. Идею просто украли у создателя и успели быстрее зарегистрировать. В такой схеме патентования никто ничего не изобретает. Здесь берется уже какой-то готовый продукт, который ранее был кем-то придуман, но еще не был запатентован или зарегистрирован. Чаще всего, регистрируются потенциально прибыльные изобретения и модели, с целью исключительного извлечения прибыли при его использовании в сложных устройствах.
Защитите свою интеллектуальную собственность:
Нужна помощь с патентами? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для защиты товарного знака обратитесь за услугой регистрации товарного знака. Если нужна помощь в спорах, рассмотрите представительство в арбитражном суде.
Почему же так легко запатентовать чужое изобретение и ТЗ? Все дело в доказательной базе. Так, многие общепризнанные источники информации, с точки зрения закона и правоприменительной практики, не могут быть признаны ведомством как надежные. И если доказать более раннюю публикацию ТЗ еще представляется возможным, то доказать факт более раннего появление изобретения или модели весьма проблематично. Например, компания выложила ролик на видеохостинге Youtube о работе своего нового изобретения, но не запатентовала его до появления в сети. В это время недобросовестное лицо обратилось в Роспатент и уж подало заявку, а, возможно, даже успело зарегистрировать такое изобретение. Компания не хочет мириться с такой ситуацией и подает протест в Роспатент для того, чтобы патент отозвали. В заявлении при этом ссылаются на более раннюю дату публикации и демонстрации изобретения на Youtube. Но Роспатент не может принять во внимание данную публикацию, поскольку на данном сайте есть возможность изменить дату публикации. Поэтому, установить точную дату с помощью такого доказательства не получится. Не подойдут и публикации в соцсетях, ровно по той же причине. Как итог, отозвать патент не получится и в итоге компания утратит возможность пользоваться своим изобретением, фактически подарив его третьему лицу. Выходом из данной ситуации могла бы стать публикация схемы изобретения, описания его работы в печатных изданиях, СМИ и в прочих «offline»-ресурсах.
Те же самые проблемы возникают при регистрации доменов сайтов. Патент на доменное имя по законодательству РФ получить нельзя (ст. 1350 ГК РФ). Поэтому, создается впечатление, что нельзя получить возможность охраны домена. Однако это в корне не верно. Доменное имя можно зарегистрировать в Роспатенте как текстовый товарный знак. Причем лучше подать заявку в период создания и наполнения сайта информацией, для того чтобы к моменту начала работы сайта за компанией было закреплено приоритетное право заявки в Роспатент. В таком случае использование доменного имени сторонними организациями станет использованием чужого Товарного знака и может повлечь гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовную (ст. 180 УК РФ) ответственность. Если же не зарегистрировать домен в виде ТЗ, то доказать факт более раннего использования домена станет невозможно.
«Серые» патенты недобросовестные лица получают также для «шантажа». В Роспатент подается заявка на какой-то продукт, который в реальности не существует, но он очень похож на реальный.
Например, компания продает лампочки, реализуя их через торговые сети. Их конкуренты «М» решают запатентовать к лампочке утолщение, помогающее ее надежнее закрепить в патроне. После получения патента, компания «М» рассылает в торговые сети требования прекратить продажу запатентованного товара без разрешения, прикладывая копию патента. Для того, чтобы проверить попадает ли товар под действие патента нужно провести серьезную работу. Найти все документы от поставщиков по полученным лампочкам, затем разыскать сам поставляемый в торговую сеть товар, сверить его с описанием патента и самое важное понять попадает ли такое устройство патрона лампочки под действие патента. Очевидно, что многие юристы торговых сетей, в силу загруженности основной работой, а также из-за очень поверхностных знаний интеллектуального права не станут вникать во все эти тонкости. Как итог, большинство торговых сетей откажутся от продажи товара, для того, чтобы избежать получения штрафных санкций. Это, в свою очередь, может привести к:
- потери большей части рынка добросовестными продавцами;
- убыткам;
- монополии (пусть и недолгой) на рынке одного продавца пока будет происходить оспаривание патента;
- дефициту товара на рынке и как следствие увеличению его цены.
Бесспорно, «серые» патенты создают трудности. Но почва для их возникновения лежит не только на недобросовестных лицах. Проблемы возникают и из-за отсутствия должной осведомленности о регистрации. Например, некоторые компании убеждены, что при регистрации ТЗ или патента в России он обладает охраноспособностью повсеместно. К сожалению, это не так. Патент, равно как и Свидетельство на ТЗ, охраняется только в стране регистрации. Исключением могут быть, например, ТЗ, зарегистрированные по Мадридской системе. В таком случае заявление подается в единое патентное ведомство, которое выдает патент, распространяющий свое действие на все страны-участницы Мадридского соглашения. Поэтому, важно понимать, что получение патента или Свидетельства ТЗ в РФ не может защитить от копирования вашего бренда или изделия другими лицами за пределами РФ.
Стоит отметить, что иногда происходит регистрация ТЗ которые весьма схожи по ошибке или какому-то упущению регистрирующего органа. Поэтому, такие ТЗ вряд ли можно назвать «серыми». Такая история случилась относительно недавно. ООО «Олтайм» обратилось в суд по интеллектуальным правам с иском о признании Товарного знака ПАО «Сбербанк» недействительным в части 35 класса Международной классификации товаров и услуг (далее- МКТУ). В качестве третьего лица также заявлен Роспатент как орган, осуществляющий регистрационные действия.
Так, у ООО «Олтайм» есть Товарный знак, зарегистрированный еще в 2018 году. В марте 2020 года ПАО «Сбербанк» зарегистрировал свой новый логотип, а затем уже в сентябре презентовал его. Буквально через 5 дней компания «Олтайм» опубликовала сообщение с обвинениями в плагиате относительно своего ТЗ в части 35 класса МКТУ. Судите сами:
Компания |
ООО «Олтайм» |
ПАО «Сбербанк» |
Приоритет (дата подачи заявления) |
11.10.2018 |
27.05.2019 |
Внешний вид ТЗ |
С тех самых пор идут разбирательства в судах. В частности, было подано исковое заявление в Суд по интеллектуальным правам (далее — СИП) с целью признать незаконной регистрацию ТЗ ПАО «Сбербанк» в части 35 класса. Чем закончится судебное разбирательство, длящееся уже более 8 месяцев, сложно предугадать. Многое будет зависеть от позиции каждой компании. В частности, СИП может рассмотреть какое описание ТЗ было представлено в Роспатент при регистрации. Олтайм утверждает, что у них изображены стилизованные часы (циферблат) со стрелками. Сбербанк хранит молчание относительно того что представляет их ТЗ. Можно только предположить, что это галочка в разорванном круге, символизирующая выбор. Важно будет учесть и тот факт, не использовал ли Сбербанк этот логотип до 11 октября 2018 года, т.е. до подачи заявки в Роспатент компанией Олтайм. Если хоть где-то он фигурировал у Сбербанка и этому факту есть подтверждения, то Олтайм имеет крайне низкие шансы на победу в этом деле, даже несмотря на то, что логотипы не были зарегистрированы в качестве ТЗ.
«Серые» патенты и свидетельства на ТЗ — большая проблема интеллектуального права. Их сложно отследить на этапе регистрации, весьма трудно доказать авторство и приоритетную дату создания. Иногда, при создании кажется, что сейчас этот логотип не будет приносить доходы, потому что деятельность только началась и бренд еще не получил популярность. Но это может сыграть злую шутку в будущем, когда деятельность наберет обороты, а изобретение или ТЗ уже зарегистрирует кто-то другой. Конечно, и в таком случае можно пробовать аннулировать регистрацию. Но все это сложный процесс, который может длиться годами, а также требует специальных юридических и практических знаний. Лучше всего в самом начале пути зарегистрировать свой бренд и без всяких проблем начать вести свою деятельность. По вопросам регистрации товарного знака или получения патента вы можете обратиться к нам, в компанию ПРИОРИТЕТ. Мы ответим на все интересующие вопросы и в короткие сроки поможем осуществить все регистрационные действия.