Расчет стоимости
Скачать прайс

Как «сократить» срок включения в РНП?

«Дело Модульбанка», май 2021
Екатерина Устинова
Екатерина Устинова
юрист
UK
UK

«Дело Модульбанка», май 2021

Каждая организация, так или иначе связанная со сферой закупок, контрактной системой РФ, больше всего опасается возможности включения своей компании в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — «РНП»).

Создание и ведение реестра обусловлено необходимостью обеспечения исполнения лицом (предпринимателем, исполнителем по контракту) принятых на себя обязательств, а также в целях защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Обязанность по ведению реестра недобросовестных предпринимателей возложена на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок.

Так как включение в РНП чревато риском потери большого количества заказов, а соответственно, и прибыли. Но одним из самых серьезных и значимых последствий для компании после включения ее в РНП может стать отказ от участия в государственных закупках при дальнейшей подачи заявок. Соответственно, организация, в результате включения ее в РНП, теряет возможность заключения контрактов с новыми заказчиками, теряет прибыль, а также теряет заработанную многими годами репутацию добросовестного исполнителя.

Регламентируют процедуру включения в РНП и процедуру исключения из РНП, а также порядок ведения реестра — Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — «Закон о контрактной системе», «Закон № 44-ФЗ»), Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 (ред. от 16.04.2020) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее — «Постановление Правительства о ведении РНП»), Приказ ФАС России от 27 августа 2007 г № 267 «О ведении Реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках» (далее — «Приказ ФАС № 267»).

Согласно статье 104 Закона о контрактной системе в РНП могут быть включены победители закупок, которые уклонились от заключения контрактов; поставщики, существенно нарушившие условия заключенного контракта; поставщики, с которыми заказчик в судебном порядке расторг контракт. При этом инициирует процедуру включении в РНП заказчик путем направления в Федеральную антимонопольную службу (далее — «ФАС») информации в трехдневный срок после нарушения поставщиком вышеуказанных условий.

В пятидневный срок ФАС во исполнение положений части 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ проводит проверку по факту поступившей информации от заказчика, проверяет соответствие предоставленной информации фактическим обстоятельствам дела и предоставленным документам, после чего принимает решение о включении поставщика в реестр. В случае, если ФАС принимает решение о необходимости включения поставщика в РНП, контрольный орган в сфере закупок (ФАС) обязан включить недобросовестного поставщика в реестр в течение трех рабочих дней с даты подтверждения фактов нарушения.

Таким образом, максимально допустимый срок на включение в реестр, в соответствии с положениями законодательства, составляет восемь рабочих дней с момента поступления информации о нарушении от заказчика.

Срок включения поставщиков в РНП составляет два года, то есть по истечении двух лет с даты внесения информации в реестр, ФАС обязан исключить такие сведения из РНП, а с поставщика должны быть сняты все ограничения, связанные с участием в государственных закупках.

Однако, на практике очень часто возникали ситуации, когда по вине заказчика, поздно предоставившего информацию или по вине контролирующего органа в сфере закупок включение поставщика в РНП осуществлялось с нарушением предусмотренных законом сроков. Происходило нарушение прав и законных интересов поставщика, то есть информация о включении поставщика в РНП находилась в реестре более двух лет.

Так, например, Общество (далее — «Истец», «Общество») обратилось в суд с исковым заявлением о признании недействительны приказа Управления ФАС по Орловской области о включении Общества в РНП и об обязании ФАС исключить реестровую запись в отношении Общества. Как установлено судами трех инстанций, сведения об Обществе как о недобросовестном поставщике были включены в РНП на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда о расторжении договора, в соответствии с которым установлен факт нарушения поставщиком обязательств. Однако, уполномоченный на включение Общества в РНП орган ФАС несвоевременно включил информацию о недобросовестном поставщике в реестр. Ввиду несвоевременного включения Общества в РНП, срок нахождения Истца в реестре превысил два года. В своем определении по данному делу Верховый суд пришел к выводу, что нахождение Общества в РНП по истечении двух лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает права и законные интересы общества (Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 310-КГ16-556 по делу N А23-1510/2015).

В связи с вынесенным Определением ВС РФ, а также в связи с неоднозначной практики по аналогичных делам, ФАС России в 2019 году выпустила Разъяснения «По вопросам размещения сведений об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее — «Разъяснение ФАС»).

Так, в своем Разъяснении ФАС в очередной раз обращает внимание территориальных органов антимонопольной службы и участников закупок на то, что срок для направления заказчиком сведений в контрольный орган в сфере закупок в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе составляет три рабочих дня со дня обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для обращения в ФАС. При этом, нарушение регламентированного срока является основанием для привлечения заказчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.

Более того, ФАС обращает особое внимание на то обстоятельство, в соответствии с которым срок для исключения информации о недобросовестном поставщике из реестра должен исчисляться с момента, в который ФАС должен был разместить информацию, а не с того момента, когда ФАС разместил информацию с нарушением предусмотренного срока на включение в РНП.

Например, если организация, признанная недобросовестным поставщиком, была включена в РНП на сорок дней позже регламентированного срока, то она включается в реестр не на два года, а на один год и 325 дней (то есть на сорок дней меньше предусмотренного двухлетнего срока).

А сотрудник (или сотрудники) территориального ФАС, ответственные за допущенное нарушение сроков рассмотрения документов и внесения информации о поставщике в Реестр, подлежат привлечению к ответственности.

Таким образом, в случае нарушения антимонопольным органом сроков на внесение информации в реестр недобросовестных предпринимателей, что повлечет за собой, соответственно, и нарушение предусмотренного двухлетнего срока включения поставщика в РНП, такое действие ФАС можно оспорить в судебном порядке и добиться уменьшения срока включения в РНП. Однако, как показывает сложившаяся судебная практика, при оспаривании такого нарушения со стороны ФАС, необходимо будет предоставить доказательства, свидетельствующие о том, что до даты внесения сведений о недобросовестном поставщике РНП, у организации возникли препятствия для участия в закупках, и такие препятствия связаны непосредственно с действиями антимонопольного органа (Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 августа 2020 г. по делу № А74-4153/2020).

Вас может заинтересовать