«Regforum», июль 2021
08 июля 2021 года на портале проектов нормативных актов был размещен проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».
Пандемия и закрытие границ привели к тому, что в России произошел отток мигрантов. Согласно данным статистики МВД за 2020 год число трудящихся иностранных граждан в РФ снизилось почти вдвое. В связи с этим президент РФ В.В. Путин в своих обращениях неоднократно призывал упростить порядок привлечения мигрантов к работе в России, а российские власти высказывали озабоченность нехваткой иностранных кадров на стройках (одной из самых пострадавших отраслей).
Проект закона разработан МВД РФ во исполнение Концепции государственной миграционной политики 2019-2025 годов и направлен на унифицирование миграционных требований и правил в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, корректировку понятийного аппарата и механизмов взаимодействия работодателей и самих граждан с государственными органами, а так же на внедрение новых технологий и создание общедоступных реестров.
Планируемая дата вступления в силу — январь 2024 года.
Будущим законом предполагается упразднить действующий сейчас Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», а так же поменять миграционные режимы, процедуру привлечения граждан на работу и многое другое.
Оптимизируйте работу с налоговой системой:
Хотите разобраться в новой налоговой системе? Рассмотрите наш бухгалтерский аутсорсинг. Для корректного оформления документации воспользуйтесь услугой бухгалтерской и налоговой отчётности ООО. Если требуется настройка учета, обратите внимание на постановку бухгалтерского учета с нуля.
Главными нововведениями закона являются:
- Возможность изменения цели пребывания иностранного гражданина без выезда за пределы РФ;
На текущий момент, в случае если иностранный гражданин въезжает на территорию РФ, например, с целью временного проживания, для того, чтобы изменить цель поездки ему необходимо в обязательном порядке выехать из страны и въехать обратно с новым комплектом документов.
- Введение электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников;
В реестре будет отображаться информация о работодателях и предлагаемых для трудоустройства вакансиях на базе единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Все уведомления о заключении или расторжении трудовых договоров работодатель сможет направить в соответствующий орган миграционного учета с помощью своего личного кабинета на данной платформе. Таким образом, вводится электронный миграционный документооборот.
- Введение реестра иностранных работников;
В течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ иностранный гражданин, прибывший с целью въезда «работа», должен подать заявление на регистрацию и внесение о нем данных в реестр иностранных работников. Информация из данного реестра будет отображаться в личном кабинете работодателя, трудоустраивающего иностранного работника.
- Введение реестра недобросовестных работодателей и приглашающих лиц;
В реестры будут вноситься сведения о приглашающих лицах и работодателях, привлеченных к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, подделку документов, фиктивную постановку на миграционный учет.
- Установление трех миграционных режимов проживания (пребывания);
Предполагается установить следующие миграционные режимы:
- Режим краткосрочного пребывания — выдается иностранному гражданину для пребывания в РФ на 90 дней суммарно в течение 1 года без получения права на долгосрочное пребывание или постоянное проживание;
- Режим долгосрочного пребывания — выдается иностранному гражданину для пребывания в РФ на срок более 90 дней суммарно в течение 1 года без получения права на постоянное проживание;
- Режим постоянного проживания — выдается иностранному гражданину бессрочно на основании решения межведомственной комиссии по вопросам постоянного проживания при соблюдении им условий, установленных законом (подтверждение владения русским языком, отсутствие заболеваний и т.д.).
- Упразднение разрешения на временное проживание и вида на жительство;
Предполагается, что гражданам, у которых на момент вступления в силу закона будет действующее разрешение на временное проживание или вид на жительство, необходимо будет обратиться с заявлением через портал госуслуг в территориальный орган миграции для того, чтобы получить документы нового образца. Соответственно, разрешение на временное проживание заменяется документом долгосрочного пребывания, а вид на жительство документом постоянного проживания.
- Установление режима контролируемого пребывания;
В случае если иностранный гражданин утратил законные основания для нахождения на территории РФ, в отношении него может быть установлен режим контролируемого пребывания. Данный режим вводится в отношении граждан, не успевших выехать за пределы РФ в установленный срок, граждан которым назначена мера пресечения, и он еще не отбыл в места лишения свободы, в случае наличия запрета на выезд из РФ и т.д.
- Введение контрольного списка;
Контрольным списком будет являться информационный ресурс, формируемый и доступный пограничным службам ФСБ РФ. В данный список включаются данные по ограничению на въезд определенного гражданина и причины такого ограничения (признание персоной нон грата, высылка и т.д.).
Ожидается, что закон и вводимый им новый порядок позволят улучшить миграционную ситуацию в стране, повысить уровень взаимоотношений между работодателями и иностранными работниками, добиться прозрачности и безопасности системы за счет внедрения электронных ресурсов и биометрии, а так же упростить сбор всех документов для самих иностранных граждан.
Так как сейчас законопроект находится только на стадии публичных обсуждений, предполагается внесение в него поправок и корректировок до поступления на рассмотрение в Государственную думу, поэтому закон в том виде, что доступен сейчас, еще может претерпеть изменения. Например, в проекте указано, что долгосрочное пребывание составляет более 90 дней, но нигде не указана верхняя планка.
Нам остается только дожидаться внесения проекта в Государственную думу для того, чтобы в полном объеме оценить реформу законодателя.