Первое, что должны сделать руководители предприятия, принявшего решение о ликвидации компании или закрытии индивидуального предпринимателя – это сообщить регистрирующему органу о начале процесса ликвидации. Сделать это необходимо обязательно в письменной форме и в течение трех дней с момента принятия решения. Также необходимо приложить следующие документы:
- Решение о начале процедуры ликвидации, либо другой распорядительный документ, имеющий правовую силу в этом вопросе (Копия).
- Решение о порядке и сроках ликвидации (Копия).
- Решение о создании ликвидационной комиссии (Копия).
Если этого не сделать, то согласно статье 129.1 Налогового кодекса несвоевременное сообщение сведений о том, что ликвидация ООО началась, наказывается штрафом в размере 5000 рублей. Если же и после этого необходимые сведения не будут предоставлены, то налагается еще один штраф в размере 20 000 рублей.
Как только регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) запись о принятии решения о начале ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, то в течение 5 дней он обязан сообщить о начале процесса в территориальный налоговый орган, внебюджетные фонды и органы статистики.
Получив эти сведения, территориальные налоговые органы обязаны выполнить в отношении этой компании целый ряд действий. Можно сказать, что ликвидация фирм в Москве и других городах России курируется налоговыми органами на протяжении всего процесса закрытия предприятия. В частности, налоговый инспектор обязан:
- получить данные о наличии имеющихся у компании филиалов и представительств, недвижимого имущества, транспортных средств, а также другого имущества подлежащего учету в налоговых органах;
- обеспечить выполнение ликвидируемой компанией обязанностей по уплате налогов и сборов, в полном соответствии со статьей 49 Налогового кодекса РФ;
- при необходимости обеспечить возмещение задолженности за счет учредителей (участников) компании на основании установленной Гражданским кодексом субсидиарной ответственности.
Кроме того, руководитель налоговой службы издает Распоряжение о проведении камеральной и выездной проверки в ликвидируемой организации с целью обеспечения правильности исчисления налоговых сборов и своевременную их уплату.
Не остается в стороне и регистрирующий орган. За время процесса ликвидации он должен внести в ЕГРЮЛ еще две записи: о составлении промежуточного ликвидационного баланса и о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Первая запись делается на основании предоставленных ликвидационной комиссией документов:
- промежуточный ликвидационный баланс (оригинал и нотариально заверенная копия);
- документ, подтверждающий факт публикации в СМИ сообщения о ликвидации юридического лица (должна быть указана дата публикации, наименование печатного издания и текст публикации);
- протокол об утверждении ликвидационного баланса;
- пояснительная записка с полным перечнем кредиторов, а также порядок расчетов с ними.
Данные документы согласовываются, а затем штамп о согласовании ставится на оригинале документа, который скрепляется подписью должностного лица и печатью регистрирующего органа. Причем, оригинал выдается под расписку одному из членов ликвидационной комиссии, а копия остается на хранении в регистрирующем органе.
После проведения всех необходимых выплат, ликвидационная комиссия составляет итоговый ликвидационный баланс, который должен пройти точно такое же утверждение, что и промежуточный ликвидационный баланс.
В последний раз ликвидационная комиссия обращается в налоговые органы при подаче документов на регистрацию ликвидации своего предприятия, а также для получения Свидетельства о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Вас может заинтересовать
- Будет ли проводиться налоговая проверка при ликвидации ИП?
- Могут ли налоговые органы предъявить претензии бывшему руководителю предприятия после официальной ликвидации?
- Имеют ли право налоговые органы при ликвидации требовать предоставления текущей квартальной бухгалтерской отчетности?