Бумагу никто не отменял | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Бумагу никто не отменял

С 1 января этого года вступил в силу новый закон о бухучете, сфера действия которого существенно расширена по сравнению с ранее действовавшими нормативами. Главные изменения касаются компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Теперь они обязаны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, говорят эксперты.

До вступления в силу этого закона организации, применяющие УСН, должны были вести только учет основных средств и нематериальных активов. Предприятиям на УСН следует быть особо внимательными в применении нового закона. Фирмы, которые начали работать на УСН не с 1 января 2013 года, уже столкнулись с тем, что для начала ведения бухгалтерского учета им нужно корректно ввести входящие остатки по счетам, а для этого требуется провести инвентаризацию, сверку расчетов и другие мероприятия.

Но требования вести бухгалтерский учет распространяются не на всех "упрощенцев". Закон указал, что это не затрагивает индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой. Эти категории налогоплательщиков должны учитывать только доходы и расходы в порядке, установленном налоговым законодательством. Аналогичное правило установлено и для находящихся в России филиалов, представительств и структурных подразделений иностранных организаций, рассказала управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Кира Гин-Барисявичене.

Основное новшество в новом законе о бухучете, которое затронет абсолютно все организации, состоит в том, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, с 1 января 2013 года не обязательны к применению. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ. Но это касается только унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Росстатом. С 2013 года используемые в организации формы первичных документов утверждает ее руководитель. Это плюс для предпринимателей, так как альбомы содержат множество форм, которые не применяются на практике. Кроме того, снижается возможность претензий со стороны налоговых органов. Ранее инспекторы предъявляли налоговые претензии к организации в связи с отсутствием какого-либо документа по форме, мотивируя это тем, что первичные учетные документы должны приниматься к учету, только если они составлены по всем унифицированным требованиям, считает Кира Гин-Барисявичене.

Требования вести бухгалтерский учет распространяются на на всех "упрощенцев". Закон указал, что это не затрагивает индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой

Однако в этой "вольнице" есть и минус для бухгалтерии организаций. Многие более крупные контрагенты будут предлагать более мелким "свои" формы, и бухгалтерам придется подстраиваться под формы контрагентов, настраивая соответствующим образом свои бухгалтерские программы и учет. Следует обратить внимание, что по-прежнему обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, утвержденные, например, Банком России или правительством: кассовые документы, товарно-транспортные накладные, счет-фактура.

В частности, предприятия, которые работают с торговыми сетями, уже жалуются на то, что ретейлеры в январе прислали им свою "первичку" и у всех она разная. Таким образом, бухгалтеры и программисты организаций получили с 1 января большой объем работы по настройке системы бухучета, рассказала Кира Гин-Барисявичене.

Еще одно новшество в том, что бухгалтерская и финансовая отчетность в обязательном порядке должна составляться на бумаге (то есть только в электронном виде она существовать не может). Причем отчетность считается составленной не с момента ее распечатки, а с момента подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации, говорит руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования компании "ПРИОРИТЕТ" Евгения Яковлева.

Раньше отчетность должен был подписывать не только руководитель, но и главный бухгалтер. Теперь же нужна всего одна подпись - руководителя. Подписанная им отчетность считается "составленной". Евгения Яковлева обращает внимание, что в связи с принятием закона сдача в ИФНС промежуточной бухгалтерской отчетности по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев отменена, поэтому впервые бухотчетность организации, применяющие УСН, будут сдавать только в 2014 году за 2013 год.

Плюсами нового закона можно признать: открытость в принятии и обсуждении стандартов учета, привлечение к формированию и обсуждению профессиональных стандартов саморегулируемых организаций предпринимателей, аудиторов, а также их ассоциаций и союзов, то есть субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Экспертиза проектов федеральных стандартов будет проводиться специально созданным советом по стандартам бухгалтерского учета, что должно означать более качественную их проработку, сообщила заместитель руководителя налоговой практики "ФинЭкспертизы" Елена Корнетова.

Действующие стандарты учета и рекомендации по их применению давно устарели, так как содержат в себе противоречивые положения. На практике это порождает массу вопросов, и в такой ситуации минфин упорно открещивается от разъяснения спорных моментов бухгалтерского учета, которые и создавали конфликты аудиторов и аудируемых субъектов. Такое положение вещей, безусловно, не соответствует назревшим потребностям бизнеса. К минусам можно отнести то, что процесс принятия новых бухгалтерских стандартов в определенной степени усложнен. Поэтому появления новых стандартов не стоит ожидать слишком быстро, говорит Елена Корнетова.

"Закон сильно усложнил жизнь малому бизнесу и во многом облегчил ее крупному. Плюсы для среднего и крупного бизнеса: бухгалтерская отчетность теперь сдается только по итогам года; появилась возможность сократить количество бумаг за счет разработки своих форм документов. Индивидуальных предпринимателей закон не затронул - хотя они теперь и упоминаются в нем отдельной строкой, но, по сути, как и ранее, на них он не влияет. Основной минус в том, что теперь организации, которые относятся к микро- и малому бизнесу (а все применяющие УСН попадают под эту категорию), будут обязаны вести бухучет в полном объеме и сдавать отчетность. Радует то, что для них предусмотрены упрощенные бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета и план счетов", - считает исполнительный директор интернет-бухгалтерии "Мое дело" Алексей Петров.

Однако это мнимое упрощение, так как в большинстве таких организаций владельцы бизнеса были руководителями и бухгалтерами, которые вели учет доходов и расходов и раз в год сдавали налоговую декларацию. Бухгалтерский учет и налоговый учет - принципиально разные вещи, и данная категория организаций будет вынуждена привлекать бухгалтеров.

"Российская Газета"

Оптимизируйте документооборот вашей компании:

Нужна помощь с организацией документооборота? Воспользуйтесь нашим бухгалтерским обслуживанием. Для юридической поддержки обратитесь за юридическим сопровождением. Если нужна помощь с составлением документов, рассмотрите нашу услугу профессионального составления договоров.


Вас может заинтересовать

Обратный звонок