Новый уровень реабилитации клиентов, попавших в список 550-п («черный список ЦБ»)
Восстановите репутацию вашего бизнеса:
Нужна помощь в реабилитации бизнеса? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением для эффективного решения проблем. Для восстановления бухгалтерского учета обратитесь за восстановлением бухгалтерского учета. Если вам нужна помощь в оспаривании решений государственных органов, рассмотрите услугу подачи жалобы в ФАС.
Елена Зарубина, юрист
«Черные списки» формируются за счет банков, которые направляют информацию о «неблагоприятном» клиенте, подозреваемом в отмывании доходов, в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая передает данные в ЦБ, а регулятор, в свою очередь, составляет список и рассылает его всем кредитным организациям.
Федеральным законом № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившим в силу 30 марта 2018 года, дополняется Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
До принятия закона существовал единственный уровень реабилитации – клиенты, попавшие в список в связи с отказом банка от заключения договора банковского счета (вклада) и отказе от проведения операций по уже открытому счету, могли обращаться за исключением из списка только в банк, который им отказал.
Благодаря изменениям, вводится второй уровень реабилитации, суть которого заключается в том, что создается Межведомственная комиссия при ЦБ, которая будет рассматривать документы «клиентов-отказников» в случае, если банк не исключил клиента из списка самостоятельно.
Обязательным условием обращения в Межведомственную Комиссию является наличие письменного отказа банка.
Указание ЦБ № 4760-У дает разъяснения относительно работы Комиссии:
В состав Комиссии входят: Председатель Комиссии (заместитель Председателя ЦБ), члены Комиссии в составе 6 человек (2 от Росифинмониторинга, 4 от ЦБ). Клиент также может присутствовать на заседании Комиссии в случае направления соответствующего Заявления. Комиссия рассматривает Заявление в срок, не превышающий 20 рабочих дней.
1. Заявление направляется клиентом в ЦБ по почте или через Интернет-приемную на сайте ЦБ. Регулятор проверяет Заявление на соответствие требованиям. При отказе в приеме Заявления, клиент может исправить ошибки и подать его заново, при принятии Заявления, ЦБ направляет его копию в Росфинмониторинг не позднее 4х рабочих дней с даты его регистрации.
2. Заседание Комиссии проходит заочно, за исключением случаев наличия разногласий между ЦБ и Росфинмониторингом. ЦБ готовит проект решения Комиссии и направляет его в Росфинмониторинг не позднее, чем за 5 рабочих дней до истечения срока рассмотрения, а Росфинмониторинг рассматривает проект решения не позднее 3х дней до истечения срока рассмотрения.
Если Росфинмониторинг согласен с проектом решения, оно считается принятым и направляется клиенту и банку в течение 3х дней с момента принятия решения.
Если Росфинмониторинг не согласен с проектом решения, созывается очное собрание Комиссии не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока рассмотрения. На очном собрании составляется Протокол, копия которого направляется в Росфинмониторинг. Решение Межведомственной Комиссии пересмотру не подлежит.
Таким образом, введение еще одного уровня реабилитации является действенным механизмом для исключения из «черного списка» клиентов, попавших в него ошибочно или по вине банка, а так же дополнительным рычагом контроля над кредитными организациями.