Торговля виртуальная, проблемы реальные | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Торговля виртуальная, проблемы реальные

В курсе правового дела №7 2011

Торговля виртуальная, проблемы реальные Торговля виртуальная, проблемы реальные Торговля виртуальная, проблемы реальные Торговля виртуальная, проблемы реальные Торговля виртуальная, проблемы реальные

Виталий Бородкин
Виталий Бородкин старший юрист
UK
UK

Согласно букве закона

В настоящее время в Гражданском кодексе РФ существует понятие «дистанционный способ продажи товара». Оно означает заключение договора купли-продажи товара на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо с образцами товара при заключении такого договора [1].

Как видим, ГК РФ дает лишь общие положения о том, как должна регламентироваться дистанционная торговля. Для более подробной правовой регламентации в 2004 году в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» была введена статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», а в 2007 году вступили в силу Правила продажи товаров дистанционным способом [2].

Чего не купишь в Интернете

Прежде чем начать разбираться в тонкостях Интернет-торговли и правоотношениях, возникающих в связи с использованием такого способа реализации товаров, необходимо установить, какие товары могут реализовываться дистанционным способом, в том числе через Интернет.

Вообще, перечень этих товаров и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом [3]. Вместе с тем не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена [4]. Относится это и к табачной продукции, поскольку ее продажу регулирует Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» [5].

Что касается видов объектов, изъятых из оборота, то есть нахождение в гражданском обороте которых не допускается, то они устанавливаются законом [6]. В частности, на территории РФ запрещен оборот:

  • в качестве гражданского оружия — огнестрельного и холодного оружия, а также средств самообороны, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;
  • психотропных, наркотических веществ и их прекурсоров в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие или желающие осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, обязаны соблюдать нормы, закрепленные в абзаце 2 пункта 4 Правил продажи отдельных видов товаров [7]. Они гласят, что вне стационарных мест торговли запрещена продажа:

  1. продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара);
  2. лекарственных препаратов;
  3. изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  4. оружия и патронов к нему;
  5. экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.

К слову, реализация БАД (биологически активных добавок к пище) через Интернет тоже запрещена [8].

Вместе с тем существует масса организаций, реализующих лекарственные средства, продукты питания или экземпляры аудиовизуальных произведений посредством сети Интернет. Здесь необходимо отметить еще один нормативный акт - Указ Президента РФ № 179 от 22.02.1992 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, реализация которых запрещена». При разрешении вопроса о правомерности дистанционной торговли, например, пищевыми продуктами суды зачастую руководствуются именно этим Указом, полагая, что если пищевая продукция не входит в данный перечень, то ее можно продавать и дистанционным способом [9].

С продажей лекарственных средств все сложнее, поскольку их свободная реализация вне мест стационарной торговли, как уже сказано выше, запрещена. Здесь следует отметить, что и официальной позиции того же Минздравсоцразвития России по данному вопросу нет.
Поэтому в настоящее время аптечные органи­зации, имеющие лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами, осуществляют их продажу через Интернет.

Внимание на сайт

На что нужно обратить внимание потребителю при посещении сайтов тех или иных продавцов? Итак, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию [10]:

  • об основных потребительских свойствах товара;
  • о месте изготовления товара;
  • о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
  • о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца;
  • об адресе (месте нахождения) продавца;
  • о цене и об условиях приобретения товара;
  • о порядке оплаты товара;
  • о способах его доставки;
  • о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Информация о продавце, товаре, способах доставки и оплаты должна доводиться до покупателя в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи, или иными способами, обеспечивающими полное соблюдение указанных требований [11].

Приступаем к покупкам

При Интернет-торговле продавец и покупатель взаимодействуют следующим образом.

Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора [12]. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

Если покупатель хочет приобрести товар в интернет-магазине, он сообщает продавцу о своем намерении. Это сообщение оформляется, как правило, в виде электронного письма или онлайн-заявки непосредственно на сайте продавца. Оно должно обязательно содержать:

  1. полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца;
  2. фамилию, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя) и адрес, по которому следует доставить товар;
  3. наименование товара, артикул, марку, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цену товара;
  4. вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
  5. обязательства покупателя.

Товар оплачивается способами, указанными продавцом, а именно: наличными курьеру; почтовым переводом; безналичным расчетом; с использованием электронных платежных систем. Способы доставки товара, как уже упоминалось выше, также определяются самим продавцом.

В момент доставки продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров — на русском языке) [13]:

  • наименование технического регламента, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • информацию об основных потребительских свойствах товара;
  • цену в рублях и условия приобретения;
  • сведения о гарантийном сроке;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • сведения о сроке службы или сроке годности товара, а также о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товара (услуги) обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ;
  • сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
  • информацию о праве покупателя отказаться от товара в любое время, а также о порядке и сроках возврата товара.

Важно! Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи — в течение 7 дней [14]. Продавец при этом не вправе отказывать покупателю в удовлетворении его требования принять товар обратно, даже если это технически сложный товар, поскольку нормы статьи 26.1 Закона № 2300-1 являются специальными и не содержат исключений относительно технически сложных товаров [15].

Если что-то пошло не так

А что делать покупателю в случае, если товар был передан с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары или упаковки?
Конечно, известить продавца о данных нарушениях. Сделать это можно не позднее 20 дней после получения товара [16]. При этом потребитель вправе требовать от продавца устранения указанных недостатков.

Если продан товар ненадлежащего качества, что не было оговорено продавцом, покупатель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление покупателем или третьим лицом;
  • соразмерно уменьшить покупную цену;
  • заменить покупку на товар аналогичной марки (модели, артикула) или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. То есть вернуть качественный товар можно в течение 7 дней после покупки, а вернуть и заменить технически сложный или дорогостоящий товар — лишь при обнаружении существенных его недостатков.

Кроме того, покупатель может вообще отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченную за товар сумму. Тогда по требованию продавца и за* его счет покупатель
должен возвратить товар с недостатками [17].

Важно! Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель имеет право предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Сами виноваты

Основные ошибки потребителя при заключении сделок через интернет-магазины таковы.

  1. Незнание действующего законодательства, а также неготовность, что называется, идти до конца — писать претензии, обращаться с исками в суд, привлекать для помощи Роспотребнадзор.
    Это препятствует реализации потребителем своих прав в случае, если продавец продает товары ненадлежащего качества, либо в иных случаях недобросовестности продавца.
  2. Потребитель страдает от собственной спешки и невнимательности при выборе интернет-продавца. Например, он не проверяет досконально данные о продавце, а руководствуется только той информацией, которая размещена на сайте, забывая, что можно и позвонить в магазин или офис продавца. В предоставлении информации о себе и о товаре продавец не вправе отказывать покупателю.
  3. При получении товара потребитель не пользуется своим правом на проверку товара по качеству, количеству и ассортименту, а также на получение от продавца (его представителя) всех необходимых товаросопроводительных документов, гарантийных талонов, информации о порядке возврата и обмена товара.

Надеемся, что статья поможет вам при посещении интернет-магазина чувствовать себя уверенно и избежать неприятностей. Удачных покупок!


[1] п. 2 ст. 497 ГК РФ

[2] утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612

[3] п. 4 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612

[4] п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом

[5] письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32

[6] п. 2 ст. 129 ГК РФ

[7] утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55

[8] п. 7.4.1. СанПин 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утв. Главным государственным санитарным врачом 17.04.2003; постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2009 № А56-36639/2008

[9] постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2009 № Ф09-8131/08-С1

[10] п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом

[11] п. 3 письма Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32

[12] п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом

[13] п. 9 Правил продажи товаров дистанционным способом

[14] п. 4 ст. 26.1 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом

[15] определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.09.2010 № 33-12659/2010

Решайте правовые вопросы онлайн-торговли:

Нужна помощь с виртуальной торговлей? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного учета обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если нужна помощь с регистрацией бизнеса, рассмотрите услугу регистрации ООО.

Вас может заинтересовать

Обратный звонок