Принятие Постановления № 7 было продиктовано практикой применения Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ», который вступил в силу 1 июня 2015 года. Оно содержит большую практическую ценность для судов, юристов, бизнеса и граждан нашей страны, поскольку совершенствует судебную практику и обеспечивает единый стандарт применения новых механизмов гражданского законодательства.
Отметим несколько наиболее интересных положений данного Постановления Пленума ВС РФ. Взыскание убытков. Пункт 5 Постановления предусматривает, что кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывает с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Кроме того, Верховный Суд РФ также предусмотрел презумпцию, в соответствии с которой кредитор не обязан доказывать причинно-следственную связь между нарушением и убытками, если такие убытки являются обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства.
В существующей сегодня практике российские суды проявляют формальный подход и предъявляют высокие требования к доказательственной базе, делая практически невозможным взыскание убытков с должника. На наш взгляд, новые правила направлены и решают одну из главных проблем в подобных делах: упрощают задачу истца по доказыванию своих убытков и увеличивают шансы на их взыскание.
Возмещение потерь.
Пункты 15 и 17 Постановления Пленума ВС РФ разъясняют ситуацию с потерями, которые в отличие от убытков должны взыскиваться вне зависимости от наличия нарушения обязательства соответствующей стороной. Соглашение между сторонами о возмещении потерь должно быть явным и недвусмысленным, поскольку в случае сомнений его могут расценить как договор об ответственности за неисполнение обязательств.
Для компенсации потерь теперь нужно доказать, что они уже понесены или с неизбежностью будут понесены в будущем. Сторона, требующая выплаты соответствующего возмещения, должна доказать наличие причинной связи между наступлением соответствующего обстоятельства и ее потерями.
Таким образом, Верховный Суд РФ закрепил принцип компенсационности возмещения потерь: даже при наличии договора о размере возмещения потерь суд вправе отказать в требовании их возместить, если потери реально не были понесены или с неизбежностью не будут понесены.
Используйте судебную практику в свою пользу:
Нужна помощь в анализе судебной практики? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для представления интересов в суде обратитесь за представительством в арбитражном суде. Если нужна помощь с документами, рассмотрите услугу составления договоров.
Преддоговорная ответственность.
В соответствии с п. 19 рассматриваемого Постановления Пленума ВС РФ добросовестность участников переговоров предполагается, даже если они прекращают переговоры без указания мотивов. Это очень важное разъяснение для бизнеса, поскольку в п. 2 ст. 434.1 ГК РФ законодатель закрепил неоднозначную норму о том, что внезапное и неоправданное прерывание переговоров в ситуации, когда другая сторона не могла этого ожидать, есть пример недобросовестности. Верховный Суд РФ пояснил, что факт немотивированности прерывания переговоров недостаточен для взыскания убытков. Отметим, что бремя доказывания недобросовестного поведения на стадии переговоров лежит на истце.
Мы оказываем услуги
Верховный Суд РФ не дал разъяснений по нескольким важным вопросам, в частности: что понимать под внезапным прекращением переговоров и какие случаи могут быть отнесены к внезапному прекращению переговоров? Эта неопределенность приводит к увеличению роли судейского усмотрения в вопросе взыскания убытков с недобросовестной стороны переговоров, что, безусловно, снижает положительный эффект.
Ответственность за неисполнение обязательства в натуре.
Ожидается, что разъяснения Верховного Суда РФ о судебной неустойке позволят решить проблему повышения эффективности исполнения судебных актов о присуждении к совершению действий. Так, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ вводит понятие судебной неустойки, которая присуждается судом в пользу кредиторавзыскателя на случай неисполнения судебного акта. Судебная неустойка возможна в двух случаях: если существуют требования об исполнении обязательства в натуре и требование об устранении нарушения права собственности, не связанного с лишением владения.
Пленум ВС РФ в п. 30 Постановления разъяснил, что судебная неустойка не подлежит присуждению при разрешении публично-правовых споров, трудовых, пенсионных, семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений, а также споров, связанных с социальной поддержкой. При этом в результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика более выгодным, чем его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ).
Законные проценты.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ размер процентов определяется исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения кредитора. Пункты 39–40 рассматриваемого Постановления дают ответы на вопросы, связанные с определением таких ставок.
Первоначальный проект Постановления содержал большое количество разъяснений, касающихся начисления законных процентов по ст. 317.1 ГК РФ. Однако из окончательного текста Постановления данные положения были исключены. Тем не менее разъяснение о возможности одновременного начисления процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) и законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ) все же сохранено. При этом Верховный Суд РФ пояснил: если в суде сторона требует проценты, суд должен установить, какие именно проценты имеются в виду (п. 53 Постановления Пленума ВС РФ).
Уменьшение неустойки.
Положения о неустойке в рассматриваемом Постановлении во многом заимствованы из Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ». Согласно п. 71 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 суд вправе снизить неустойку только при наличии мотивированного заявления должника, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В остальных случаях суд вправе снизить неустойку по собственной инициативе, однако он обязательно должен вынести вопрос о таком снижении на обсуждение сторон.