|
Профсоюзы могут формировать свою структуру так, как им угодно
Ранее считалось, что профсоюзы должны быть устроены так, как сказано в специальном законе. Но Конституционный суд разъяснил, что перечень вариантов возможной структуры профсоюзов в законе - не исчерпывающий. А налоговые органы не в первый раз пытаются закрепить за собой право вызывать на допрос сотрудников проверяемых компаний. Выпустили очередное письмо. Минтруд России попытался разъяснить, что считать местом работы у дистанционного сотрудника. Но еще больше запутал.
Будьте готовы к взаимодействию с налоговыми органами:
Нужна помощь при общении с налоговой? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного ведения учета обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если нужна консультация по налогам, рассмотрите услугу консультации по бухгалтерскому учету.
Минтруда России: место работы - это место, где сотрудник выполняет работу. Если на пляже, что писать в договоре?
Нормативный документ: письмо Минтруда России от 7 октября 2013 года № ПГ/8960-6-1 «Об определении места работы дистанционного работника».
Статус: действует с момента подписания.
Чтобы понять, почему появилось это письмо Минтруда России, необходимо сделать некоторые пояснения. Если Вы помните, дистанционная работа была узаконена весной 2013 года. В Трудовом кодексе РФ появилась отдельная глава, посвященная такой работе. Но, как часто бывает, глава не урегулировала все нюансы, и в правоприменительной практике сейчас возникают вопросы. Один из них: как определить, что является местом работы для дистанционного работника. Между тем это очень важный вопрос. В статье 57 Трудового кодекса говорится, что условие о месте работы является обязательным и непременно указывается в трудовом договоре. Но что можно считать местом работы, Трудовой кодекс не расшифровывает. На практике бытует мнение, что это адрес работодателя, так как считать местом работы место проживания сотрудника раньше было невозможно. И получается, что не имеет значения, дистанционный работник или нет. Местом работы в любом случае будет фактическое местонахождение работодателя (либо филиала, представительства компании, если работник принимается на работу в эти структурные подразделения).
Минтруда России попыталось устранить неясность и ответить на вопрос, выпустив письмо № ПГ/8960-6-1. Но на деле своим разъяснением вызвало еще больше вопросов. В частности, в письме сказано, что «сведения о месте работы указываются исходя из места, в котором работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором». Но что конкретно может являться таким местом, в письме не указано. Вопрос остался без ответа. Ведь в главе Трудового кодекса, по¬священной дистанционной работе, сказано лишь, что работник трудится вне места нахождения работодателя. Конкретики нет, и не появилась она и после выхода письма Минтруда России.
Конституционный суд разрешил профсоюзам самостоятельно определять, какой должна быть их структура
Нормативный документ: постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 2013 года № 22-П.
Статус: действует с того момента, как было принято.
О том, какие виды профсоюзных организаций возможны и ка¬кой может быть их структура, а также их подразделений, говорится в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Этот перечень воспринимался как закрытый (исчерпывающий). Из-за этого министерство юстиции, органы прокуратуры и суды (так называемые правоприменители) не допускали создания профсоюзов других видов, не указанных в федеральном законе. Отклонением от нормы считались подразделения, не указанные в перечне. Но Конституционный суд РФ отметил, что такой подход ошибочен. И ошибка возникла из-за того, что закон воспринимался неверно, его суть искажалась.
В своем постановлении Конституционный суд РФ указал, что профсоюзы вправе самостоятельно определять, какой должна быть их внутренняя (организационная) структура, и создавать подразделения, не упомянутые в федеральном законе. Главное, чем при этом должен руководствоваться профсоюз, так это стремлением эффективно представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников, выполнять задачи, возложенные на него законом и уставами.
Иностранные специалисты теперь могут проживать в любом регионе России, а не только там, где получили разрешение
Нормативный документ: законопроект № 390485-6 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Статус: вступит в действие после того, как будет одобрен в трех чтениях Госдумой РФ, Советом Федерации и подписан Президентом РФ.
В нынешней редакции Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» запрещает иностранному гражданину по собственному желанию изменять место своего проживания. Причем даже в рамках того субъекта Российской Федерации, который выдал этому гражданину разрешение на проживание. Разумеется, переехать в другой субъект РФ и проживать там по прежнему разрешению иностранец тоже не вправе.
Законопроект же предусматривает, что из Федерального закона № 115-ФЗ будет удалена норма, налагающая такой запрет. Поводом для этого стало то, что норма не соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года и Протоколу № 4 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. Международный пакт устанавливает право каждого, кто законно находится на территории какого-либо государства, на свободу выбора местожительства. А Европейская конвенция гарантирует каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, право свободно выбирать место жительства в этом государстве. Если законопроект примут, то у иностранных граждан, проживающих в России, будет меньше ограничений для передвижений, их права не будут ущемляться.
Допрашивать сотрудников компаний налоговые инспекторы намереваются в своем офисе
Нормативный документ: письмо ФНС России от 21 ноября 2013 года № ЕД-3-2/4395.
Статус: применяется с момента подписания.
В письме говорится, что налоговый орган, а говоря проще, налоговая инспекция, вправе вызвать к себе на допрос сотрудников той организации, в которой проводит проверку. Особо отмечается, что это может быть сделано лишь в тот момент, когда проверка в организации приостановлена. И якобы в такое время вызов работников «для дачи пояснений в налоговый орган ... вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика» будет правомерным. Это не первое письмо на эту тему. Ранее аналогичную позицию высказал Минфин России в письме от 18 января 2013 года № 03-02-07/1-11. Что сподобило ФНС выпустить письмо по такому же вопросу и с тем же, по сути, содержанием, непонятно.