«BFM», август 2022
14 июля в Государственную Думу поступил на рассмотрение законопроект № 164662-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Законопроект подготовлен в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 05 мая 2022 г. № ММ-П13-7594 и направлен на упрощение порядка исключения юридического лица, являющегося субъектом МСП, из ЕГРЮЛ по решению учредителей (участников).
На данный момент запустить процесс исключения компании можно либо если участники и/или директор внесли в отношении себя в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений (соответственно, о том, что они являются участниками и/или исполнительным органом), либо если записи о недостоверности сведений вносит налоговый орган (недостоверность по исполнительному органу, адресу, участнику). По результату, если запись о недостоверности находится в реестре более 6 месяцев, налоговый орган вправе принять решение о предстоящем исключении, а по истечению 3х месяцев исключает компании с недостоверностью из ЕГРЮЛ.
Правильно проведите процедуру исключения из ЕГРЮЛ:
Нужна помощь с исключением из ЕГРЮЛ? Воспользуйтесь нашей услугой исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Для правовой поддержки обратитесь за юридическим сопровождением. Если нужна помощь с ликвидацией, рассмотрите услугу добровольной ликвидации ООО.
После исключения на участников, владеющих не менее 50% уставного капитала, и лиц, являющихся исполнительными органами, налагается ограничение на регистрацию и участие в новых компаниях на 3 года, при условии наличия у компаний долгов.
В новой редакции закона предполагается, что участники компаний, являющиеся субъектами МСП, могут подать заявление об исключении при одновременном соблюдении следующих условий:
- сведения о компании включены в реестр МСП;
- компания не является плательщиком НДС или она не освобождена от его уплаты;
- у регистрирующего органа отсутствуют сведения о незавершенных расчетах с кредиторами (в соответствии со ст. 64 ГК РФ);
- отсутствуют любые записи о недостоверности в ЕГРЮЛ;
- отсутствуют неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей;
- у компании не находятся в собственности недвижимое имущество или транспортные средства;
- компания не запустила процедуры ликвидации, реорганизации и не исключается из ЕГРЮЛ по решению ФНС;
- в регистрирующем органе отсутствуют сведения, предусмотренные пп. «и» п. 1 статьи 5 Закона о госрегистрации;
- отсутствуют основания для отказа, а именно — документы поступили в ненадлежащий регистрирующий орган, подписаны неуполномоченным лицом и при поступлении в регистрирующий орган судебного акта о запрете на регистрационные действия (пп. «б», «д» и «м» пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации);
- заявление об исключении заполнено корректно и подпись заявителя удостоверена либо в нотариальном порядке, либо подписана электронно-цифровой подписью заявителя.
После подачи заявления регистрирующий орган рассматривает документы в течение 5 рабочих дней и вносит запись о предстоящем исключении, а также публикует соответствующее сообщение в Вестнике государственной регистрации и Федресурсе. Если в течение 3х месяцев с момента внесения записи от заинтересованных лиц не поступят возражения об исключении, компанию исключают из реестра.
В случае принятия законопроекта налоговому органу необходимо разработать форму заявления об исключении и обновить программное обеспечение, поэтому вступление его в силу предполагается с 01 июля 2023 года.
Исходя из перечисленных условий предполагается, что данная процедура исключения будет занимать меньше времени, чем уже установленная процедура исключения в связи с недостоверностью.
Однако, на данный момент законопроект еще далек от совершенства и возникает больше вопросов, чем ответов. Например, в связи с тем, что проектом указывается, что подать заявление об исключении можно после принятия решения о прекращении деятельности, такая трактовка может не только ввести компании в заблуждение, так как очень напоминает процедуру ликвидации, но и привести к злоупотреблениям. К тому же, если по текущим процедурам исключения есть ограничения на дальнейшее ведение бизнеса, то при данной процедуре законодатель ограничений не вводит.
Думаем, что в процессе рассмотрения его в Государственной Думе он будет доработан и процедура станет более прозрачной и понятной. Остается только наблюдать за ходом его рассмотрения.