Заключение договора в интернет-торговле: меры предосторожности для владельцев сайтов | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Заключение договора в интернет-торговле: меры предосторожности для владельцев сайтов

Аделина Блокова
Аделина Блокова
Директор по развитию компании, Руководитель отдела юридического консалтинга
UK
UK

Интернет-торговля — давно не экзотическое явление. Владельцам интернет-магазинов важно организовать свою работу, как с учетом требований потребителей, так и ряда правовых тонкостей ведения торговли дистанционным способом, чтобы максимально защитить бизнес и не подвергать компанию и должностных лиц рискам административной ответственности.

Заключение договора купли-продажи через Интернет — один из проблемных вопросов в российском праве, так как такой способ заключения договоров ни предусмотрен прямо законодательством, ни разъяснен практикой ВАС РФ. На практике возникают трудности при реализации правовых отношений между сторонами при интернет-сделке, в том числе, из-за неопределенного местоположения сторон и проблем с применимым правом, электронного документооборота и т. д.

Продажа товара через Интернет является дистанционным способом продажи товаров и регламентируется ст. 497 ГК РФ, Правилами продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612), ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 и другими актами, в том числе, письмами Роспотребнадзора.

Оферта и момент заключения договора при покупке в интернет-магазине

Публичной оферте товара посвящена статья 494 ГК РФ.

  1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
  2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Однако не всякое предложение, размещенное на web-странице — публичная оферта. Существенным условием договора купли-продажи является количество товаров (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ). Покупателю дается возможность самостоятельно определить количество приобретаемого товара в бланке заказа. Следовательно, web-страница содержит предложение делать оферты, а заполненный и отправленный бланк заказа — оферту.

Обеспечьте юридическую силу ваших онлайн-договоров:

Заключаете договоры через интернет? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением для правильного оформления. Для учета онлайн-сделок обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если вам нужна помощь в разработке договоров, рассмотрите услугу составления договоров.


Если предложение на web-странице продавца содержит все существенные условия договора, то для заключения договора требуется лишь направление акцепта, которое осуществляется нажатием кнопки-иконки, подтверждающей согласие со стороны лица, получившего оферту и получение акцепта. Договор можно считать заключенным в момент нажатия кнопки «Согласен» или аналогичной.

Но чаще интернет-предложения содержат не все существенные условия договора и являются лишь приглашением для покупателей магазина делать оферты. В этом случае пользователь заполняет форму, определяя в ней недостающие условия, а затем отправляет ее, нажимая, как правило, ту же кнопку-иконку «Согласен». Эта заполненная форма и считается офертой. Чтобы договор считался заключенным, необходимо получение пользователем подтверждения продавца о согласии заключить договор на данных условиях (акцепта). Моментом заключения договора в данном случае следует считать момент, когда акцептовавший получает уведомление о принятии его акцепта (например, сообщение «ваша заявка принята»).

Покупатель при таком дистанционном способе заключения договора, как правило, идентифицирует себя путем регистрации на сайте интернет-магазина. Как правило, все общение поставщика товаров и услуг и их клиентов на web-странице сводится к оформлению бланка заказа, который отсылается на сервер и является единственным документом, закрепляющим сделку.

Продавец должен разместить на сайте ряд сведений не только о товаре, но и о себе

Онлайн-продавцу при открытии своего интернет-магазина и создании непосредственно сайта объекта торговли нужно обратить внимание на соблюдение требований федеральных законов № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) и от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). С учетом правовой специфики дистанционной торговли и положений п. 2 ст. 497 ГК РФ, договор купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством средств связи или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В связи с этим, а также в соответствии с требованиями ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» еще до заключения договора продавец обязан предоставить (разместить на сайте интернет-магазина) для потребителя все исчерпывающие сведения о товаре:

  • потребительские свойства товара;
  • порядок оплаты товара;
  • цену и условия приобретения товара;
  • особенности доставки товара;
  • место нахождение продавца;
  • место изготовления товара;
  • полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
  • срок службы, срок годности и гарантийный срок;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Эти сведения могут быть представлены либо в виде рекламы, либо как аннотация к товару, либо в виде публичного договора купли-продажи (публичной оферты), размещенного на сайте продавца.

Также в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, при дистанционном способе продажи, в рекламе товаров обязательно должна содержаться следующая информация о продавце:

  • наименование;
  • место нахождение;
  • фамилия, имя, отчество и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрационный номер записи о создании юридического лица

За отсутствие в публичной оферте интернет-магазина полной и исчерпывающей информации о продавце и товаре, которые продавец обязан до заключения договора купли-продажи предоставить потенциальному покупателю, предусмотрен штраф для должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ст.14.15 КоАП РФ).

Но владелец интернет-магазина не может быть оштрафован за непредоставление указанной выше информации, если он не является фактическим продавцом товара и покупатель был поставлен в известность об этом до приобретения товара. Технически такое уведомление чаще всего размещается в тексте Оферты, с которой покупатель знакомится при регистрации на сайте интернет-магазина (это подтверждается судебной практикой, см. например постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу № А41-6880/14).

Административную ответственность влечет также отсутствие на сайте необходимой информации о рекламодателе (что особенно актуально, когда продажи на сайте производятся различными поставщиками — интернет-биржа, интернет-аукцион и т.п.). Ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает за это нарушение штраф: на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Но интернет-магазины, которые продают товары на своем сайте самостоятельно, не нарушают указанные требования Закона о рекламе.

Нарушение законодательства о защите персональных данных — распространенная ошибка

Многие интернет-магазины, не придавая особого внимания правовой составляющей и не задумываясь над функцией, которую такие документы могут и должны выполнять, публикуют на своих сайтах стандартный набор текстов «как у всех», что порождает копирование юридических ошибок. Анализ причин привлечения интернет-магазинов к административной ответственности позволяет выделить следующие ошибки, которые не сложно устранить или не допустить.

Наиболее актуальная проблема интернет-торговли — распространенное нарушение положений Закона о персональных данных и отсутствие политики конфиденциальности, которое чревато административным штрафом. Как избежать претензий Роскомнадзора?

При оформлении заказа в интернет-магазине покупатель заполняет форму, которая чаще всего включает фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона и иные сведения, которые относятся к персональным данным. Владелец интернет-магазина является оператором по обработке персональных данных. На оператора, в том числе, возлагается обязанность опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (ч. 2 ст. 18.1 Закона о персональных данных).

Нарушение требования влечет для интернет-магазина ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; для юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Чтобы исключить основания для возбуждения административного производства, нужно всего лишь разместить на сайте Политику конфиденциальности, в которой определить порядок обработки персональных данных пользователей интернет-магазина и принимаемых им мерах по обеспечению конфиденциальности. Об условиях использования персональных данных пользователь должен быть ознакомлен до начала их обработки, а согласие пользователя должно быть конкретным и сознательным. По этой причине ссылку на Политику конфиденциальности обычно размещают в Публичной оферте интернет-магазина, с которой пользователь знакомится при регистрации на сайте. Желательно перед отправкой заказа на оплату предложить пользователю еще раз подтвердить согласие с Офертой.

Кроме того, чтобы законно обрабатывать персональные данные покупателей, компании нужно зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных (заполнить анкету на сайте Роскомнадзора, предварительно утвердить в рамках компании соответствующие регламенты и формы пользовательского соглашения, а также назначить ответственных, которые будут защищать персональные данные покупателей).

Чтобы согласие покупателя на передачу персональных данных считалось зарегистрированным, в пользовательском соглашении интернет-магазин должен указать информацию о том, что если пользователь зарегистрируется на сайте и/или заполнит заявку, предоставляя свои персональные данные, эти действия будут считаться согласием пользователя на обработку его персональных данных в целях исполнения пользовательского соглашения.

Если магазин собирается передавать данные пользователя третьим лицам (например, службе доставки), это нужно специально оговорить в пользовательском соглашении, т.к. на передачу данных необходимо согласие пользователя.

Важный нюанс: некоторым интернет-магазинам для оформления заказа вообще не нужны персональные данные покупателя (достаточно имени, контактного e-mail и адреса доставки). Если по совокупности информации о покупателе нельзя однозначно определить этого человека (например, некто Петр заказывает канцелярские товары в офис и оставляет контактный номер телефона), то Закон о персональных данных на эти отношения не распространяется.

«Регфорум»

Вас может заинтересовать

Обратный звонок