Расчет стоимости
Скачать прайс

Возможно ли возместить стоимость неиспользованного абонемента

Екатерина Устинова, юрист

Интересный кейс был рассмотрен в феврале этого года Верховным судом Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила определения апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решение первой инстанции по делу об отказе в возмещении стоимости неиспользованного потребителем абонемента.

А дело обстояло следующим образом. Гражданка Котова И.А. (истец) обратилась к ООО «Грация» (ответчик) с иском о защите прав потребителей. В своем исковом заявлении гражданка просила признать недействительным и ничтожным условия Договора по оказанию услуг. Данный Договор был заключен между истцом и ответчиком на оказание медицинских услуг по абонементу. Срок действия Договора был установлен в шесть месяцев, однако, в течение срока действия Договора, из оплаченных 50 процедур Котова И.А. посетила лишь 26, то есть чуть больше половины.

Обнаружив, что срок действия Договора истек, а процедуры Гражданка посетила не в полном объеме, истица обратилась к Обществу с заявлением об отказе от Договора в одностороннем порядке и с требованием о возврате уплаченных денежных средств за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. Однако, от ООО «Грация» поступил отказ от выполнения предъявленных требований.

Суд последней инстанции согласился с обоснованным отказом суда первой инстанции в удовлетворении требований гражданки. А именно, Суд указал, что в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса РФ и с положениями заключенного Договора окончание срока действия Договора влечет прекращение обязательств сторон по Договору. То есть Договор прекратил свое действие, а значит, не мог быть расторгнут по инициативе одной из сторон, а обращение истицы с требованием о расторжении было направлено как раз по истечению срока действия Договора. Более того, в Договоре указано, что пропущенные процедуры не подлежат восстановлению и возмещению. Соответственно, не представлялось возможным продолжить курс оказываемых Котовой И.А. процедур после истечения срока действия Договора.

Суд также указал, что оказание услуг было оказано надлежащим образом, что не оспаривалось Гражданкой. А их неполное оказание никак не было связано с недобросовестностью Общества.

Неполучение услуг по Договору связано исключительно с личностью Гражданки и ее неявкой на процедуры, объем которых был согласован сторонами в приложении к Договору. Соответственно, Суд не нашел в действиях Общества нарушений прав потребителя.

Таким образом, можно заключить, что судебная практика «повернута» в сторону добросовестных предпринимателей, оказывающих свои услуг в рамках срока действия Договора надлежащим образом, а непосещения и не получение услуг по абонементу по инициативе заказчиков – ответственность самих заказчиков.

Если у Вас возникли какие-либо разногласия с Вашими контрагентами (потребителями Ваших услуг), то специалисты ЮК ПРИОРИТЕТ всегда готовы оказать Вам и Вашему бизнесу грамотную, с правовой точки зрения, поддержку и защиту Ваших интересов.

Вас может заинтересовать