Расчет стоимости
Скачать прайс

Упрощённый порядок признания физлица банкротом

Проект закона об упрощенном порядке признания гражданина банкротом был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ (далее – ГД РФ) еще 12 сентября 2019 года. При этом стадию первого чтения законопроект прошел в феврале 2020 года.

Анастасия Бекичева, юрист

В связи с распространением COVID-19 Президент РФ рекомендовал ускорить рассмотрение данного вопроса,  поскольку в ближайшее время ожидается большой наплыв физических лиц – банкротов. Поэтому, по мнению Президента, нужно в максимально сжатые сроки внести правки в законодательство о банкротстве и упросить процедуру признания гражданина банкротом.

Законопроект должен был быть принят ГД РФ в апреле 2020 года во втором чтении. Однако был отправлен на доработку после его критики. Таким образом, принятие законопроекта во втором чтении было отложено ГД РФ уже два раза. В основном из-за некоторой критики проекта. 19 июня 2020 года, как сообщают авторы законопроекта, он был окончательно подготовлен для его принятия во втором чтении.

Важнейшая идея законопроекта заключается в том, что гражданин может быть признан банкротом без участия суда.

В тексте законопроекта изначально указывалось, что гражданин может быть признан банкротом без обращения в суд при соблюдении всех нижеперечисленных условий:

  • Гражданин должен быть признан безработным (в том числе должна отсутствовать работа по гражданско-правовому договору) или его доход должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленной законом субъекта РФ, на котором проживает данное лицо.

При этом указанные обстоятельства должны возникнуть не менее чем за 3 месяца до подачи заявления.

  • Отсутствие любого имущества у лица, которое может быть обращено с целью погашения задолженностей (не распространяется на единственное жилье).
  • Совокупный размер денежных средств на банковских счетах (вкладах) не должен быть больше  50 000 руб.  в течение 3 месяцев, до даты подачи заявления.
  • Долг физического лица должен быть не менее 50 000 рублей и не более 500 000 рублей.
  • Отсутствие непогашенной судимости по экономическим преступлениям.
  • Гражданин ранее не признавался банкротом. 

Однако к концу рассмотрения законопроекта во втором чтении, большая часть названных выше условий была исключена. На сегодняшний день текст законопроекта называет только два условия:

  • Долг должен составлять от 50 000 рублей  до 500 000 рублей.
  • На дату подачи заявления, в отношении лица окончено исполнительное производство и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Кроме того, физическое лицо обязательно должно назвать всех известных ему кредиторов. Если должник не укажет какого-то из своих кредиторов, то займодавец на любой стадии может обратиться в суд с целью признания его кредитором и отмены внесудебного порядка банкротства физического лица.

Основная новелла предлагаемого закона – это возможность подачи заявления гражданином самостоятельно, без участия арбитражного управлявшего через МФЦ. Причем подача заявления для физического лица будет полностью бесплатной. Кроме того, не предусмотрена и обязательное сопровождение процедуры банкротства арбитражным управляющим. Идея фактически бесплатной процедуры банкротства возникла после анализа правоприменительной практики. Так, по самым скромным подсчетам для банкротства по решению суда необходимо от 70 000 рублей. В эту сумму входит оплата госпошлину, публикация объявлений, проведение торгов, оплата услуг арбитражного управляющего и т.д.

Главная цель внесудебного порядка с одной стороны, снижение финансовой нагрузки на банкротящихся граждан, с другой – разгрузка судов. Судебное рассмотрение дела о банкротства физических лиц как правило, очень трудоемкое и дорогостоящее. Учитывая тот факт, что в среднем 65-75 % кредиторов ничего не получают по итогам банкротства, законодатель не видит смысла в затяжном сопровождении судом данного процесса.

Проблемой законопроекта является автономность процедуры банкротства. Она больше не контролируется со стороны арбитражного управляющего. Более того, теперь сам кредитор должен будет привлекать управляющего для проверки информации, содержащейся в заявлении должника.

 

Вас может заинтересовать