Расчет стоимости
Скачать прайс

У арбитражных судов появилось право отказать в принятии искового заявления

19 декабря 2016 года был принят Федеральный закон № 435-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ», который предоставил судьям право отказывать в принятии к производству заявлений, заведомо не подлежащих рассмотрению в суде.

Анастасия Фишкина, юрист

Законом в Арбитражный процессуальный кодекс РФ введена статья 127.1. «Отказ в принятии искового заявления». В соответствии с новой статьей арбитражный суд вправе отказать в принятии заявления, если:

1) оно не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде (неподведомственно ему);

2) имеются вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, а также определение о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон либо определение об отказе в принятии искового заявления, заявления;

3) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда.

В случае отказа в принятии искового заявления судья выносит определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа и решает вопрос о возврате государственной пошлины. Важно, что такое определение в дальнейшем будет препятствовать повторной подаче в суд идентичного заявления: к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Таким образом, решение соответствующего вопроса на этапе подачи искового заявления в суд значительно ускорено.

Примечательно, что аналогичные положения уже применяются в судах общей юрисдикции при производстве по делам в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ (статья 134 ГПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства РФ (статья 128 КАС РФ).

Введение этого механизма в арбитражный процесс указывает на унификацию судебных процедур и, в соответствии с пояснительной запиской к настоящему Закону, обусловлено тем, что «данный институт подтвердил на практике свою эффективность, поскольку позволяет суду не принимать заведомо не подлежащие принятию к производству заявления на этапе обращения в суд».

Представляется, что введение «нового» института позволит снизить судебную нагрузку на арбитражных судей, как следствие, улучшить качество правосудия. Отсутствие соответствующей нормы в Арбитражном процессуальном кодексе РФ приводило к тому, что в случае поступления в суд исковых заявлений, явно не подлежащих рассмотрению, судья был вынужден принимать их, назначать судебное заседание, и только после этого прекращать производство по делу при наличии соответствующих оснований (статья 150 АПК РФ).

Вместе с тем, следует обратить внимание, что новый порядок «отказа» лишает стороны возможности в судебном заседании убедить судью, например, в том, что заявление подано с соблюдением подведомственности и должно быть принято и рассмотрено судом. Таким образом, сторона будет вынуждена нести дополнительные финансовые и временные затраты на обжалование определения об отказе в принятии заявления.

Принимая во внимание вышеизложенное, подавая исковое заявление в арбитражный суд, необходимо с достоверностью убедиться, что основания для отказа в принятии искового заявления отсутствуют. В случае отказа, тем не менее, отчаиваться не стоит, а следует попытаться обжаловать соответствующее определение в общем порядке.

Кроме того, Законом также внесено еще несколько изменений, в частности, скорректированы основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа и установлены основания для отказа в принятии судебного приказа; уточнены основания для пересмотра в порядке кассационного производства судебного приказа, вступившего в законную силу.

Обращаем внимание, что Закон вступил в силу 20 декабря 2016 года.

Вас может заинтересовать