Суд разрешил работать на УСН без уведомления о его применении
По сути революционное определение вынесено Верховным Судом от 02.07.2019 г. № 310-ЭС19-1705. В определении сказано, что непредставление налогоплательщиком уведомления о применении УСН не означает автоматического запрета в применении данного спецрежима.
Оптимизируйте налогообложение вашего бизнеса:
Нужна помощь с применением УСН? Обратитесь за нашим консультированием по бухучету. Для комплексного ведения бухгалтерии рассмотрите услугу бухгалтерского аутсорсинга. Если нужна юридическая поддержка по налоговым вопросам, воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением.
Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования.
В чем суть спора.
Организация, применявшая УСН с 2006 г. утратила право на его применение в 2007 году по причине того, что единственным участником общества стало юридическое лицо с долей участия в уставном капитале в размере ста процентов.
Единственным участником общества юридическое лицо являлось вплоть до 2012 года.
Согласно п. 7 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через год, после утраты права на применение УСН.
Общество продолжило применять УСН с 2013 года.
За период 2013 — 2015 гг. налоговыми органами была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
В результате проверки было выявлено, что налогоплательщиком заявление о переходе на УСН с 2013 года подано не было, однако организация отчитывалась за весь проверяемый период, предоставляя налоговые декларации и уплачивая авансовые платежи и налоги как налогоплательщик, применяющий УСН.
Налоговые органы посчитали, что согласно пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщики, пожелавшие перейти на УСН и не уведомившие налоговые органы в сроки, установленные п. 1 и п. 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В результате налоговыми органами были доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, а также штрафы за неуплату (неполную уплаты) данных налогов на основании положений п. 1 ст. 122 НК РФ и соответствующие пени за несвоевременную уплату данных налогов.
Налогоплательщик не согласился с выводами инспекции и подал в суд. Суды трех инстанций поддержали решение ИФНС в том, что общество не вправе было применять УСН в проверяемом периоде, и обязано было исчислять налоговые обязательства по общей системе налогообложения.
Однако компания на этом не остановилась и пошла дальше, направив кассационную жалобу в Верховный Суд РФ с вопросом об отмене решений судов, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
И, скорее как сенсационное решение можно считать определение Верховного суда, принявшего сторону налогоплательщика.
Верховный суд заявил, что в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» специальный налоговый режим установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер и правовое значение уведомления состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
При рассмотрении дела было установлено, что общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа.
В течение всего периода времени, охваченного налоговой проверкой, общество сдавало налоговую отчетность по УСН, исчисляло и уплачивало налоговые платежи по данному специальному налоговому режиму без каких-либо возражений со стороны налогового органа. Инспекция же, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от общества представления отчетности по общей системе налогообложения, в течение всего проверяемого периода не направляла обществу сообщения о несоответствии требованиям применения УСН и продолжала без каких-либо возражений принимать налоговые декларации за 2013 — 2015 годы. Т.е. инспекция, по сути, констатировала отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах, то есть осуществляла налоговое администрирование общества как плательщика налогов по УСН
При таких обстоятельствах, сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 года в данном случае не может служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение УСН.
Суд постановил, что в случае, когда хозяйствующий субъект фактически применял специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Суд заявил, что действия инспекции, выразившиеся в переводе общества на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки за 2013 — 2015 годы по основанию неподачи нового уведомления о применении УСН, по существу, привели к принудительному изменению условий налогообложения субъекта предпринимательства в худшую для налогоплательщика сторону вопреки его волеизъявлению в ситуации, когда допущенное обществом нарушение в виде отсутствия поданного уведомления являлось формальным, не вызвало реакции со стороны инспекции в разумные сроки и не привело к неполноте уплаты налогов, либо затруднениям в налоговом администрировании.
В сложившейся ситуации налоговики утратили право ссылаться на пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика и положения данной нормы не могут служить основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила требование общества удовлетворить, признать решение ИФНС в части доначисления налогов по общей системе налогообложения недействительным.
В заключение хотелось бы отметить, что решение Верховного Суда, конечно же, знаковое, но и налогоплательщикам необходимо соблюдать установленные законодательством требования, в том числе и по срокам направления уведомлений, и не доводить ситуацию до судебных разбирательств.