Расчет стоимости
Скачать прайс

Смягчение требований к уставам НКО

Минюстом России был подготовлен и внесен на рассмотрение на Федеральном портале проектов НПА законопроект «О внесении изменений в ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» (ID /05/08-21/00119639). Указанные поправки направлены на усовершенствование законодательства в части учредительных документов НКО.

Анна Федянина, юрист

Из обязательных положений учредительных документов НКО предложено исключить сведения о филиалах и представительствах НКО, поскольку в силу ст. 55 ГК РФ данные о них находятся в общем доступе в ЕГРЮЛ.

Также из уставов НКО было предложено исключить порядок внесения изменений в учредительный документ и источники формирования имущества НКО. По мнению законодателя, указанная информация в уставах НКО, как правило, полностью дублирует нормы закона.

В ходе анализа законопроекта было установлено, что для общественных объединений предлагается ввести обязанность указывать в уставе не только состав руководящих органов самого общественного объединения, но и его территориальных подразделений. То есть, например, в уставе региональной Московской общественной организации необходимо будет указывать состав собственных руководящих органов, а также состав органов управления его подразделения, располагающегося в другом регионе.

Однако тут не совсем ясна рациональность данного предложения по следующей причине: в случае внесения изменений в устав общественного объединения или устав его территориального отделения в части состава и(или) полномочий руководящих органов, потребуется такие изменения вносить в каждый устав. Таким образом, такое нововведение наоборот усложнит разработку учредительных документов для данной организационно-правовой формы НКО.

Помимо этого Минюст в законопроекте упоминает, что НКО, созданные в организационно-правовой форме «учреждение» имеют право действовать на основании типового устава. Вместе с тем для других организационно-правовых форм некоммерческих организаций такая оговорка отсутствует. На практике, зачастую, основной причиной отказа в государственной регистрации является несоответствие представленного устава нормам действующего законодательства. В связи с этим, несомненно, было бы отличным вариантом, по аналогии с коммерческими организациями, разработать и утвердить формы типовых уставов и для других организационно-правовых форм НКО. Это позволило бы учредителям самостоятельно принимать решение: воспользоваться ли им стандартным типовым уставом, либо разработать свою редакцию документа с уникальной системой органов управления и списком полномочий.

По моему мнению, законопроект в предложенной редакции нуждается в корректировке. Текущие поправки могут поспособствовать сокращению числа отказов в государственной регистрации, помогут сделать учредительные документы НКО более лаконичными, простыми в использовании и утверждении. Однако необходимо дождаться дальнейшего рассматривания проекта и внесения в него правок для того, чтобы дать ему окончательное юридическое заключение и оценить задумку авторов закона.

Вас может заинтересовать