Привлечения к субсидиарной ответственности топ-менеджмента и собственников компании-должника
Федеральным Законом от 29 июля 2017 года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены существенные изменения, которые касаются привлечения к субсидиарной ответственности топ-менеджмента и собственников компании-должника.
Защитите себя от субсидиарной ответственности:
Беспокоитесь о субсидиарной ответственности? Обратитесь за нашим юридическим сопровождением. Для защиты ваших интересов воспользуйтесь представительством в арбитражном суде. Если нужна помощь с банкротством, рассмотрите ликвидацию ООО с долгами.
Сурен Егиазарян, юрист
Субсидиарная ответственность - это особый вид гражданско-правовой ответственности, которая наступает у третьего лица в случае неисполнения либо неполного исполнения основным должником своего обязательства. Иными словами, если компания-должник не может погасить долги, то ее долги будут взыскивать с директора или учредителей за счет их личных денежных средств и имущества.
Государство вынуждено пойти на ужесточение субсидиарной ответственности – так оно намерено бороться с массовыми злоупотреблениями в банкротных процессах, когда Закон о банкротстве используют в качестве инструмента для вывода активов должника в ущерб требованиям добросовестных кредиторов.
Согласно статистике Федеральной службы судебных приставов, по исполнительному производству взыскиваются только 20% из присужденных судом сумм. При таких обстоятельствах единственным законным способом для кредиторов вернуть свои деньги является процедура банкротства должника.
Рассмотрим подробнее какие произошли изменения в Законе о банкротстве, которые стоит знать и учитывать как должнику, так и кредитору.
Лицо, контролирующее должника
В Законе о банкротстве появилось понятие «Контролирующее должника лицо» (ст. 61.10 Закона). Под словосочетанием «лицо, имеющее право отдавать обязательные для общества указания» следует понимать следующих лиц:
1. Лицо, находящееся в родственных отношениях с должником (руководителем или членами органов управления должника),
2. Лицо, определяющее действие должника с помощью выданной доверенности,
3. Лицо, определяющее действие должника в силу должностного положения (главный бухгалтер, финансовый директор и т.д)
Таким образом, при определении контролирующего должника лица с целью привлечения такого лица к ответственности по долгам должника, законодатель обращает внимание на фактическую сторону вопроса. Судам предстоит выяснить кто фактически руководил должником, кто определял поведение должника при осуществлении хозяйственной деятельности и соответственно извлекал прибыль из деятельности должника.
Раньше суды при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности могли привлечь только генерального директора, членов коллегиального органа управления, теперь они смогут привлекать к ответственности еще и реальных бенефициаров (собственников) должника.
Важно учитывать, что перечень оснований, по которым лицо может быть признано контролирующим должника лицом является открытым, что предоставляет судам практически неограниченные права и возможности при установлении контролирующего должника лица.
Однако, в соответствии с п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве, если в процессе судебного разбирательства не будет установлено, кто фактически контролировал должника, то будет считаться, что контролирующим должника лицом является его руководитель (либо коллегиальный орган управления) либо лицо владеющее «контрольным пакетом акций» либо лицо, которое извлекало прибыль от незаконных действий лиц указанных в пункте 1 статьи 53.1 ГК РФ (это те же самые руководители организации).
Таким образом, государство на законодательном уровне позаботилось о том, чтобы в процессе банкротства было установлено лицо, которое будет нести материальную ответственность за не погашенные долги должника.
ФНС препятствует выводу активов
Параллельно с введением изменений в Закон о банкротстве ФНС выпустила свои разъяснения в Письме от 16 августа 2017 года № СА-4-18/16148, в котором обязала налоговиков устанавливать фактически контролирующих должника лиц, извлекавшие прибыль с деятельности должника. В письме ФНС детально разъясняет наиболее распространенные схемы вывода активов должника («номинальный директор», схема разделения бизнеса на две части: рисковую («центр убытков») и безрисковую («центры прибылей») и т.д.
На мой взгляд, нововведения в Закон о банкротстве и мероприятия ФНС, препятствующие выводу активов, станут реальными преградами к злоупотреблениям в сфере банкротства, расширят законные способы для добросовестных кредиторов удовлетворить свои финансовые и имущественные претензии к должникам.
Одновременно с этим повышается риск для руководителей и бенефициаров организаций быть привлеченными к субсидиарной ответственности и заплатить долги компании из своего кармана. В новых законодательных условиях руководители компаний должны тщательно взвешивать предпринимательские риски и учитывать последствия, которые их ожидают в случае банкротства.