За нарушение рекламных запретов в работе с ИТ-гигантами станут штрафовать

Дарья Пашинина, юрист

Ввиду того, что деятельность ИТ-компаний в большей мере носит международный характер, превалирующая часть лидирующих стран стремится применять меры в отношении регуляторного рычага для возможности осуществления контроля над подобными компаниями.

В свете последних событий, связанных, в том числе, со специальной военной операцией, с нарастающей амплитудой санкций, депутатами Государственной думы подготовлен и принят на заседании 6 июля 2022 в третьем чтении Проект Федерального закона N 84631-8.

Согласно представленному законопроекту, будут ужесточаться меры административной ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации».

Текстом проекта представлены новые составы административных правонарушений, в которых речь идет о нарушении запретов в части рекламы для потребителей, находящихся на территории РФ.

Штрафы за нарушение в отдельных случаях достигают 6 млн рублей!

В частности, запреты касаются распространения рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования, а также распространения рекламы на информационном ресурсе иностранного лица (ст.ст. 12-13 ФЗ N 236-ФЗ).

Регулирование данное вопроса относит нас также к положениям ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой «не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, на информационном ресурсе иностранного лица, в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение рекламы на таком ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет на территории РФ, в соответствии с Законом о деятельности иностранных лиц в сети „Интернет“ на территории РФ».

Стоит напомнить, что вовлечение в рассматриваю сферу такого органа как Роскомнадзор обусловлено тем, что именно им ведется реестр, в соответствии с которым ИТ-гиганты обязаны выполнять требования по созданию в России филиала, по размещению на ресурсах формы для обращений и т.д. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данных требований Роскомнадзор вправе применять меры понуждения.

В рассматриваемом вопросе под иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, понимается иностранное лицо, осуществляющее любую деятельность, не запрещенную на территории Российской Федерации, осуществляемую при условии, что иностранное лицо является владельцем сайта в сети «Интернет», и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации (далее — информационный ресурс иностранного лица), а также при одном из следующих условий:

1) на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации;

2) на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;

3) иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации;

4) иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц (ст. 4 ФЗ N 236-ФЗ).

Законопроектом предусмотрена ответственность указанных лиц за неисполнение обязанностей по регистрации личного кабинета на сайте Роскомнадзора, размещению формы обратной связи и по учреждению российского юридического лица или созданию филиала или открытию представительства на территории Российской Федерации, по установлению программу для ЭВМ для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет».

Не обошли мимо и самих операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей.

Привлечение данного круга лиц представляется логичным и вполне обоснованных, так как именно данные субъекты опосредуют деятельность по реализации рекламы в сети «Интернет». Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения к ответственности не только тех, кто осуществляет, но и тех, кто содействует данному процессу. Меры такого комплексного характера направлены на всеобъемлющий и всесторонний контроль и надзор.

Говоря более конкретно и предметно, изменения касаются ст. 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» с добавлением в нее четырех новых частей: одни из которых направлены на обеспечение защиты и контроля рекламы компаний, в отношении которых введен запрет на рекламирование, и информационных ресурсов, другие же — связаны с рекламой, размещенной на сайтах компаний.

Размер штрафов для рекламораспространителей в случае опубликования запрещенной рекламы ИТ-компании (например, при опубликовании СМИ рекламы компании «Google»):

  • для граждан: от 20 тыс. до 80 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 80 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей;

Размеры штрафов для IT-компании как рекламодателя в случаях распространения рекламной информации о себе или о своих ресурсах в любом виде источника, в том числе в сети «Интернет» или в СМИ:

  • для граждан: от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 3 млн до 6 млн рублей.

Размеры штрафов для рекламодателей при опубликовании рекламы на сайтах IT-компаний, в отношении которых введена соответствующая мера понуждения (например, при запрете Роскомнадзора на распространение рекламы в мессенджер «Telegram», лицо опубликует в нем рекламу своего канала):

  • для граждан: от 20 тыс. до 80 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 80 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей.

Размеры штрафов для IT-компаний как рекламораспространителей, то есть как в рассмотренном примере выше, но только для самих компаний при нарушении запрета на распространение рекламы на своих интернет-ресурсах:

  • для граждан: от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 3 млн до 6 млн рублей.

Еще при принятии Закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации» высказывалось мнение о том, что данные внедрения и изменения в части надзора в ИТ-сфере будут иметь негативное влияние. Предполагалось, что принимаемый закон будет лишь отнесен к и без того немалому списку нормативных актов, применения которых в полном объеме невозможно будет наблюдать на практике. Однако, путем ужесточения и внесения новых мер ответственности законодатель все-таки стремится к реализации ранее принятых норм и повсеместному безукоризненному их исполнению, где Проект Федерального закона N 84631-8 является нам прямым доказательством.

Вас может заинтересовать