Обязательная вакцинация от COVID-19: законно или нет?
Адаптируйте кадровую политику к требованиям обязательной вакцинации:
Озадачены вопросами обязательной вакцинации сотрудников? Воспользуйтесь нашим кадровым аутсорсингом. Для проверки соответствия трудовому законодательству обратитесь за кадровым аудитом. Если нужна юридическая поддержка, рассмотрите юридическое сопровождение.
Екатерина Спирина, юрист
Заглавной новостью последних дней в столице являются приведенные мэрией данные о стремительном росте числа заболевших COVID-19 и последовавшее за этим принятие Главным государственным санитарным врачом по городу Москве Постановления от 15 июня 2021 года № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Наиболее обсуждаемой темой в данном новостном срезе является сомнение большей части граждан в законности указанного Постановления действующему законодательству РФ.
Оценить соответствие положений Постановления № 1 действующему законодательству РФ и ответить на один из животрепещущих вопросов дня взялись юристы Юридической компании «ПРИОРИТЕТ».
Итак, основной закон нашей страны — Конституция РФ— в статье 17 закрепляет гарантию охраны прав и свобод человека и гражданина. Жизнь и здоровье — относятся к категории основных прав и свобод. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, которые отменяют или умаляют права и свободы граждан.
Однако уже следующая, третья часть статьи 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод федеральным законом с оговоркой — такие ограничения возможны только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 ст. 29 Федерального закона № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. (далее — ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок.
Исходя из буквального толкования п.6 ч. 1 ст.51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а также положений СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» от 15.05.2014 г. и СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний» от 25.02.2014 г. при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Профилактической прививкой, по смыслу ст. 1 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 N 157-ФЗ, является введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Постановление Главного государственного санитарного врача, согласно положениям Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009), является нормативно правовым актом и обязательно к исполнению лицами, поименованными в тексте такого Постановления.
Из текста положений п. 1 и п. 2 Постановления ГГС врача города Москвы от 15 июня 2021 года № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» прямо следует, что действие Постановления распространяется исключительно на следующие группы граждан (работников организаций) ( вероятно по принципу непосредственного контакта с большим количеством людей): в сферах торговли, красоты, бань, фитнес-клубов, бытовых услуг, общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, почты, МФЦ, общественного транспорта и такси, образования, здравоохранения, социальной защиты и обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, культурных, выставочных, просветительских мероприятий досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий, детских игровых комнат, развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, театров, кинотеатров, концертных залов, массовых физкультурных, спортивных мероприятий, государственным и муниципальным служащим города Москвы, работникам органов власти города Москвы и подведомственных им организаций. Данный перечень на текущий момент является исчерпывающим.
В заключение необходимо отметить, что о правомерности введения государством обязательной вакцинации высказывался и Европейский суд по правам человека. Так 08 апреля 2021 года ЕСПЧ рассмотрел дело «Вавржичка и другие против Чешской Республики» по иску родителей, которые отказывались от обязательной вакцинации для своих детей. Отказывая в удовлетворении иска, Суд по правам человека указал, что обязательная вакцинация является законной и не нарушает положения римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
Безусловно, напрямую с вопросом о вакцинации от COVID-19 данное решение ЕСПЧ не связано, но уже тогда, в апреле, европейское юридическое сообщество высказывало предложения, что оно сыграет роль преюдиции при оспаривании обязательной вакцинации от коронавируса.