Обязательная вакцинация от COVID-19: законно или нет?

Екатерина Спирина, юрист

Заглавной новостью последних дней в столице являются приведенные мэрией данные о стремительном росте числа заболевших COVID-19 и последовавшее за этим принятие Главным государственным санитарным врачом по городу Москве Постановления от 15 июня 2021 года № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Наиболее обсуждаемой темой в данном новостном срезе является сомнение большей части граждан в законности указанного Постановления действующему законодательству РФ.

Оценить соответствие положений Постановления № 1 действующему законодательству РФ и ответить на один из животрепещущих вопросов дня взялись юристы Юридической компании «ПРИОРИТЕТ».

Итак, основной закон нашей страны — Конституция РФ— в статье 17 закрепляет гарантию охраны прав и свобод человека и гражданина. Жизнь и здоровье — относятся к категории основных прав и свобод. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, которые отменяют или умаляют права и свободы граждан.

Однако уже следующая, третья часть статьи 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод федеральным законом с оговоркой — такие ограничения возможны только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 ст. 29 Федерального закона № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. (далее — ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок.

Исходя из буквального толкования п.6 ч. 1 ст.51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а также положений СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» от 15.05.2014 г. и СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний» от 25.02.2014 г. при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Профилактической прививкой, по смыслу ст. 1 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 N 157-ФЗ, является введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Постановление Главного государственного санитарного врача, согласно положениям Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009), является нормативно правовым актом и обязательно к исполнению лицами, поименованными в тексте такого Постановления.

Из текста положений п. 1 и п. 2 Постановления ГГС врача города Москвы от 15 июня 2021 года № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» прямо следует, что действие Постановления распространяется исключительно на следующие группы граждан (работников организаций) ( вероятно по принципу непосредственного контакта с большим количеством людей): в сферах торговли, красоты, бань, фитнес-клубов, бытовых услуг, общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, почты, МФЦ, общественного транспорта и такси, образования, здравоохранения, социальной защиты и обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, культурных, выставочных, просветительских мероприятий досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий, детских игровых комнат, развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, театров, кинотеатров, концертных залов, массовых физкультурных, спортивных мероприятий, государственным и муниципальным служащим города Москвы, работникам органов власти города Москвы и подведомственных им организаций. Данный перечень на текущий момент является исчерпывающим.

В заключение необходимо отметить, что о правомерности введения государством обязательной вакцинации высказывался и Европейский суд по правам человека. Так 08 апреля 2021 года ЕСПЧ рассмотрел дело «Вавржичка и другие против Чешской Республики» по иску родителей, которые отказывались от обязательной вакцинации для своих детей. Отказывая в удовлетворении иска, Суд по правам человека указал, что обязательная вакцинация является законной и не нарушает положения римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Безусловно, напрямую с вопросом о вакцинации от COVID-19 данное решение ЕСПЧ не связано, но уже тогда, в апреле, европейское юридическое сообщество высказывало предложения, что оно сыграет роль преюдиции при оспаривании обязательной вакцинации от коронавируса.

Вас может заинтересовать