Новые критерии исключения из ЕГРЮЛ. Два законопроекта о новой судьбе бизнеса
Избегайте исключения из ЕГРЮЛ:
Озабочены критериями исключения из ЕГРЮЛ? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для внесения изменений в документы обратитесь за внесением изменений в учредительные документы. Если нужна помощь с ликвидацией, рассмотрите добровольную ликвидацию ООО.
Елена Зарубина, юрист
Еще в июле 2021 года в первом чтении был рассмотрен законопроект № 1116371-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации».
Главными нововведениями проекта являются поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и создание ЦБ РФ платформы «Знай своего клиента» (ЗСК).
Предполагается, что юрлицам и ИП будут присваивать один из трех уровней риска проведения подозрительных операций: низкий, средний и высокий.
На банки, в свою очередь, будет возложена обязанность по разработке и внедрению внутреннего контроля, по которому они будут относить клиентов к одной из трех категорий. Если клиент будет в высокой группе риска, то ему могут запретить осуществление ряда операций по счету, а если в низкой, то отказать в переводе средств между счетами или в открытии счета в целом. Критерии градаций уровней риска будет вести ЦБ по согласованию с Росфинмониторингом, основываясь на следующих данных:
Законопроектом предполагается, что при отнесении компании или ИП к высокой степени риска, ЦБ должен обратиться в ФНС за принудительным исключением таких компаний или ИП из ЕГРЮЛ.
Удивительно, что, хотя проект еще находится в стадии рассмотрения, на его основе создаются поправки в другие законы.
Так 16.11.2021 года в Государственную Думу был внесен проект поправок в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 19332-8, в пояснительной записке к которому идет ссылка на новую статью и пункт «антиотмывочного» закона, а именно п. 3 ст. 78 (об исключении из ЕГРЮЛ).
Законопроектом предполагается закрепить процедуру предстоящего исключения из ЕГРЮЛ на основании высокой степени риска аналогичную исключению из ЕГРЮЛ на основании недостоверности.
Проанализировав два законопроекта, схема будет выглядеть следующим образом:
При этом на исключенные компании будут наложены ограничения. Новой редакцией п. ф) ст. 23 «Отказ в государственной регистрации» предполагается установить, что участники, владеющие не менее 50% исключенных компаний, и лица, являющиеся их исполнительными органами, не смогут регистрировать новые компании в течение 3х лет.
Хотя оба законопроекта вызывают много споров в бизнес сообществе, решениями ответственных комитетов Государственной Думы они восприняты положительно, но с большими оговорками в части внесения поправок.
Текущие редакции проектов предусматривают слишком жесткие критерии «подозрительности», а также наделяют ЦБ и ФНС безграничной властью по очистке компаний. Праву на оспаривание решений об отнесении к определенному уровню в проекте № 1116371-7 отведено крайне мало статей, а в проекте № 19332-8 не ясно как компании и ИП смогут оспорить предстоящее исключение и какие документы для этого потребуются, тем более, что при принятии поправок в Закон о госрегистрации потребуется вносить изменения и в соответствующие формы заявлений.
Утверждение обоих проектов планируется в 2022 году. Надеемся, что до этого времени их сумеют существенно дополнить и конкретизировать, учитывая интересы самих компаний.