Электронные трудовые книжки
С 1 января 2020 года в рамках национального проекта «Цифровая экономика» в РФ вводятся электронные трудовые книжки для сотрудников организаций.
Оптимизируйте кадровый учет с электронными трудовыми книжками:
Переходите на электронные трудовые книжки? Воспользуйтесь нашим кадровым аутсорсингом. Для проверки соответствия трудовому законодательству обратитесь за кадровым аудитом. Если нужна юридическая поддержка, рассмотрите юридическое сопровождение.
Анастасия Бекичева, юрист
Эксперты предполагают, что трудовые книжки в электронном виде позволят решить большое количество проблем. При этом, часть населения скептически относится к такой перспективе. Рассмотрим зачем вводятся новые трудовые книжки, и почему некоторые работники относятся с недоверием к нововведению.
Как обещают специалисты и эксперты, переход к электронным трудовым книжкам будет поэтапный. 2020 год для организаций и сотрудников станет переходным. На протяжении этого года любой работник может подать заявление на имя нанимателя с целью продолжения ведения трудовой книжки в бумажном виде. При таком варианте наниматель обязан будет не только продолжать вести бумажную трудовую, но и дублировать все данные в электронном виде. Если, в течение года сотрудник не напишет заявления, то в 2021 году работодатель отдает ему трудовую в бумажном виде и ведет только электронную версию. Для вновь устроившихся в 2021 и последующих годах вариантов в каком виде вести книжку не будет: их книжки сразу будут электронными.
Электронная трудовая книжка будет находиться исключительно в цифровом формате. Такая книжка не предусматривает физического носителя. Все данные будут передаваться в информационные системы Пенсионного Фонда РФ, который будет обязан хранить данные и не допускать их утечки.
При этом в любой момент работник может посмотреть сведения, содержащиеся в электронной книжке. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте ПФ РФ, на портале госуслуг, обратиться в МФЦ или запросить информацию у последнего работодателя.
Среди положительных сторон нововведения можно отметить то, что работодателю больше не нужно приобретать трудовые книжки и вкладыши к ним. Сотрудник сам имеет возможность проверять какие записи внесены работодателем, отчислят ли он страховые взносы и в каком размере. Кроме того, появляется возможность устроиться на работу дистанционно.
При увольнении сотрудник может столкнуться с нежеланием работодателя отдавать ему трудовую. Иногда, такие споры доходят до суда, что сильно осложняет жизнь бывшему работнику.
Но не все в обществе настроены положительно к таким изменениям. По результатам опроса портала Superjob.ru, 35% респондентов не одобрили переход на трудовые книжки в электронном виде. Среди опасений респонденты называли возможные ошибки в электронных базах при передаче информации от работодателя в ПФ РФ, возможные потери трудового стажа. Молодое поколение больше всего настораживает факт взлома, утечки информации или компьютерного сбоя. Поскольку до конца не понятно где и как именно будут храниться электронные трудовые книжки, нельзя исключать возможности исчезновения данных, например, из-за поломки серверов.
Идея ведения электронных трудовых книжек появилась давно. Государство хочет видеть «прозрачные» данные, для корректного исчисления трудового стажа. Работник, в свою очередь, хочет иметь доступ в своей трудовой. Поэтому, ведение трудовых книжек в электронном виде должно, с одной стороны, предоставить постоянный и беспрепятственный доступ для работников за получением информации, с другой стороны, упросить документооборот для работодателя. При этом, в практическом аспекте введения цифровых трудовых книжек уже наметились проблемы. Если сотрудник предприятия выразил желание вести книжку в бумажном виде, у отдела кадров увеличивается объем работы. Теперь им нужно будет заполнять все данные в электронном виде, а затем дублировать все в бумажную трудовую книжку. Кроме того, в труднодоступных регионах может просто не быть необходимого технического оборудования, а иногда, даже постоянного доступа к Интернету.