Дистанционное предоставление социально значимых государственных услуг в 2020 году
Минэкономразвития предлагает наделить Правительство возможностью устанавливать особенности предоставления государственных услуг до конца 2020 года в условиях распространения коронавирусной инфекции. Проект возможного закона был представлен кабинету министров на совещании, прошедшем 6 мая.
Анастасия Бекичева, юрист
Будущий закон даст возможность сократить очный контакт при предоставлении государственных услуг. Речь идет о предоставлении услуг в упрощённом порядке. На сегодняшний день ряд государственных услуг уже может быть предоставлен дистанционно. Например, не выходя из дома можно оплатить штрафы ГИБДД, записать ребенка в детский сад, оплатить налоговую задолженность. При этом, в условиях самоизоляции получить некоторые виды госуслуг становится затруднительно. Это коснулось массовых и социально значимых услуг, в том числе в сфере социальной защиты населения.
Согласно данным Минэкономразвития, на федеральном уровне каждый год регистрируется более 10 миллионов личных обращений граждан. Как правило, такие обращения связаны с назначением и выплатой пенсий, различных пособий, компенсаций, обеспечением средств реабилитации. В случае принятия проекта закона за всеми этими услугами можно будет обратиться в дистанционном порядке. Причем такой порядок предусматривает возможность подачи заявлений и дополнительных документов не только по электронной почте, но и посредством мессенджеров и социальных сетей.
Важнейшим достоинством дистанционного варианта подачи документов можно назвать отсутствие очного взаимодействия с госорганами. Особенно это важно в период распространения коронавируса и введения ограничительных мер.
Среди очевидных плюсов расширения государственных услуг, оказываемых дистанционно, можно назвать сокращение сроков рассмотрения заявления. Кроме того, несомненным достоинством станет минимизация представляемых документов. С принятием данного проекта отпадет необходимость в предоставлении отдельных документов, например, документов об образовании. При подаче заявления достаточно будет задекларировать наличие документов или предоставить его простую копию. Проверку всех документов будет осуществлять ответственный орган по каналам межведомственного взаимодействия. Так ранее для получения страховой пенсии по старости необходимо было предоставить справку о среднемесячном заработке за последние 60 месяцев, представить документы, подтверждающие периоды работы, например, копию трудовой книжки, оформленную должным образом и т.д. Кроме того, гражданину необходимо обратиться в территориальный ПФ РФ или МФЦ с правильно оформленным заявлением. Проект предлагает возможность подачи документов в электронном виде. Дополнительные к заявлению документы будут предоставляться при возникновении необходимости и по запросу ПФ РФ.
Пока проект предусматривает получение вышеперечисленных дистанционных услуг до конца 2020 года. В дальнейшем указанные меры, с учетом практического применения, могут быть включены в законодательство на постоянной основе.