Расчет стоимости
Скачать прайс

Государственная дума рассмотрит поправки к Закону о банкротстве

«Клерк», июнь 2021
UK
UK

«Клерк», июнь 2021

О несовершенстве банкротного законодательства и проблемах его реализации говорят регулярно. И вот за реформирование данной отрасли взялось Правительство РФ, которое 17 мая внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, по замыслу его создателей, он направлен на комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства).

И действительно, более емкого определения для описания предлагаемых поправок сложно найти, поскольку законопроект получился поистине масштабным. На основных его новеллах остановимся подробнее в нижеследующем обзоре.

1. «Несостоятельный» не равно «банкрот»

Рассматриваемыми поправками предлагается разграничить понятия «несостоятельность» и «банкротство».

Так, исходя из текста законопроекта, под несостоятельностью понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, а банкротством, в свою очередь, будет считаться несостоятельность признанная арбитражным судом или установленная при введении процедуры внесудебного банкротства гражданина.

Таким образом, несостоятельность предлагается законодательно закрепить в качестве основного признака банкрота.

2. Меньше процедур, больше пользы

Предлагаемый Правительством проект предусматривает резкое (в половину!) сокращение количества процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических лиц.

Так, по мнению его создателей, для целей оптимизации процесса банкротства необходимо исключить наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, и вместо них ввести процедуру реструктуризации долгов, в рамках которой будет осуществляться восстановление платежеспособности должника.

В пару к процедуре реструктуризации из ранее существующих процедур сохранится только конкурсное производство, которое не поменяет своего назначения и останется ликвидационной.

3. Антикризисный управляющий

Изменение количества процедур закономерно повлекло изменения в видах арбитражных управляющих. В сравнении с действующим законом, неизменным остался только принцип: каждой процедуре соответствует свой вид арбитражного управляющего.

Так, для сопровождения новой процедуры реструктуризации долгов проект поправок вводит антикризисного управляющего. По существу исполняемых обязанностей антикризисный управляющий будет осуществлять комплекс мероприятий ранее выполняемых

4. Разделение по группам

Предлагаемый законопроект содержит разделение всех должников на группы.

1 группа: граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, а также наименее состоятельные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а именно те, чей доход за предшествующий календарный год в сумме 800 миллионов рублей.

2 группа: юридические лица и индивидуальные предприниматели с доходом не более 2 миллиардов рублей;

3 группа: те, кто согласно критериям, не подходит в две вышеперечисленные группы.

Введение указанного выше дифференцирования, по мнению авторов законопроекта, облегчит подбор кандидатуры арбитражного управляющего под специфику каждого конкретного должника, что в свою очередь должно существенно повлиять на результативность процедуры.

Для того, чтобы точность подбора была максимально точной, саморегулируемые организации арбитражных управляющих будут также разделяться на три группы. Критериями разделения для СРО законопроект устанавливает размер сформированного компенсационного фонда, количество завершенных процедур и количество членов СРО.

5. Новый регистр и баллы

Законопроект содержит предложение дополнить закон новой статьей, предусматривающей создание специального регистра арбитражных управляющих.

Предлагаемый к созданию регистр позволит регистрировать арбитражных управляющих и проводить их выбор для конкретного дела.

Сведения, содержащиеся в регистре, планируется предоставлять бесплатно в виде выписки из регистра в форме электронного документа. Регистр будет содержать полный перечень в отношении каждого арбитражного управляющего, включая ранее внесенные и впоследствии претерпевшие изменения сведения и информацию о количестве баллов, отражающих их результативность арбитражного управляющего и СРО.

6. Изменения в порядке определения размера вознаграждения

В случае принятия проекта, изменения затронут процесс установления размера фиксированной части вознаграждения.

Согласно предлагаемым поправкам, величина фиксированной части вознаграждения в первую очередь определяется в зависимости от статуса арбитражного управляющего (выступает он в качестве конкурсного, антикризисного или финансового управляющего).

И, если у финансового управляющего ставка фиксированная — 25 тысяч рублей за процедуру, то у конкурсного и антикризисного управляющего добавляются еще критерии:

  • у конкурсного управляющего величина вознаграждения зависит от статуса должника и от основания прекращения процедуры;
  • у антикризисного управляющего — от периода деятельности: до даты утверждения плана реструктуризации долгов либо после.

В дополнение к этому на размер вознаграждения также будет влиять количество баллов, присвоенных арбитражному управляющему согласно вводимой поправками бальной системе.

Помимо изложенного изменения также коснутся процедуры реализации имущества на торгах, включая создание специальной площадки, на которой будет размещаться информация о продаже.

Достигнут ли предлагаемые поправки своей главной цели — достижение баланса между интересами прав кредиторов и должников — пока сказать сложно. Во многом это будет завесить от подхода к их реализации. В настоящее время проект прошел предварительное рассмотрение профильным комитетом. Непосредственно Государственной Думой проект будет рассмотрен уже в осеннюю сессию.

 

Вас может заинтересовать