«Regforum», февраль 2021
История формирования и развития торгового реестра (далее также — ТР) уходит корнями в Древнюю Грецию и Рим, где он велся по инициативе самих купцов и промышленников. Государство и его органы к ведению такого реестра не имели никакого отношения. Попасть в такой перечень могли только торговцы с безупречной репутацией. Реестр служил своеобразным подтверждением добросовестности продавца, а исключение из Реестра торговцев фактически означало потерю своего положения и статуса благонадежности.
В большинстве современных стран учреждение и ведение ТР продолжает служить методом удостоверения надёжности контрагента. Не захотели быть исключением в этом плане и законодатели РФ.
В целом, Торговый реестр имеет два свойства:
1. Является инструментом систематизации сведений о торговых компаниях и ИП, а также об их деятельности;
2. Является признаком добросовестного ведения деятельности.
Торговый реестр — это перечень компаний и предпринимателей, занимающихся торговлей на территории определенного государства или конкретного субъекта в нем. Как правило, такой перечень содержит основные характеристики такие как: наименование, точное местонахождение, направление деятельности и пр. В некоторых зарубежных странах Торговый реестр служит аналогом нашей выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Обеспечьте правильное включение в торговый реестр:
Нужна помощь с включением в торговый реестр? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для подготовки необходимых документов обратитесь за профессиональным составлением договоров. Если нужна помощь с регистрацией бизнеса, рассмотрите регистрацию ООО.
Здесь возникает логичный вопрос: для чего собственно дублировать сведения в дополнительный реестр?
Дело в том, что в РФ Торговый реестр приобретает несколько иное значение. Он представляет собой отдельный и самостоятельный перечень, который ведется исполнительным органом власти в конкретном субъекте РФ.
Если говорить конкретно о ТР г. Москвы, то в него включается информация только о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих торговую деятельность на территории субъекта, либо услуги по поставке товаров (за исключением производителей товаров).
Тем самым, законодатель предоставляет дополнительную возможность контрольно-надзорным органам получать достоверную информацию о компаниях и ИП.
В целом, Торговый реестр ведется с целью сбора, обработки, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации в области торговли и услуг. В Москве вся информация о Торговом реестре содержится в Единой городской автоматизированной системе информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка (далее — ЕГАС СИОПР). С помощью данной системы осуществляется автоматизированное информационное взаимодействие с общегородскими информационными системами города Москвы в части размещения информации в области торговли и услуг.
Сведения из Торгового реестра г. Москвы может получить любое заинтересованное лицо по письменному запросу, адресованному в Департамент торговли и услуг города Москвы.
В настоящее время предоставление данных для внесения в ТР осуществляется в заявительном порядке на добровольной основе. При этом в Госдуму уже был внесен законопроект предусматривающий административную ответственность за непредставление необходимых сведений и данных в торговый реестр.
Деятельность по ведению торгового реестра регламентируется федеральным законодательством и подзаконными актами.
Кроме того, в каждом субъекте действует свой нормативный правовой акт о ведении Торгового реестра. В частности, в Москве это постановление Правительства г. Москвы.
В соответствии с вышеназванным актом, заявление с приложениями к нему подаются:
- В управу района города Москвы, в границах которой он зарегистрирован (исключение составят аптеки, аптечные киоски и АЗС)
- В префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, если адрес регистрации хозяйствующего субъекта находится в границах указанных административных округов.
- В Департамент здравоохранения города Москвы, если хозяйствующий субъект имеет аптечные предприятия
- В Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, если хозяйствующий субъект имеет автозаправочные станции.
Вышеперечисленные органы самостоятельно вносят информацию в Торговый реестр о компаниях и ИП, а его ведение ТР в целом осуществляет Департамент торговли и услуг города Москвы. Каких-либо пошлин за включение в реестр, а также за получение информации по любым субъектам из него на сегодняшний день не предусмотрено.
После подачи заявления, срок рассмотрения в Москве составляет 5 рабочих дней, а по истечении указанного срока, информация о заявителе появится в ТР г. Москвы.
Помимо первичного внесения информации в ТР по компании или ИП, также можно осуществить регистрацию изменений. В частности, данная процедура необходима если произошли изменения наименования или адреса местонахождения компании.
При подаче заявления в Реестр к нему необходимо приложить дополнительные документы. Среди обязательных документов, которые нужно приложить к заявлению относятся:
- Лист записи о создании юридического лица/Лист записи ЕГРИП
- Свидетельство ИНН;
- Свидетельство о праве собственности или Выписка из ЕГРН;
- Договор аренды или субаренды, договор фактического местонахождения;
- Акт приема-передачи помещения.
Последние два документа предоставляются только в случае, если ИП или компания не являются собственниками помещения.
На сайте mos.ru в разделе Департамента торговли и услуг г. Москвы можно найти статистические сведения о количестве включенных в ТР хозяйствующих субъектах, о количестве включенных у компаний и ИП объектов, средней численности сотрудников и пр.
Обобщенные сведения о хозяйствующих субъектах и принадлежащих им объектах, содержащиеся в торговом реестре по состоянию за 3 квартал 2020 года |
|||
Тип хозяйствующего субъекта |
Кол-во хоз.субъектов (ед.) |
Средняя численность работников хоз. субъектов (тыс. чел.) |
Количество объектов (ед.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность |
33 867 |
0,0564 |
79 340 |
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (за исключением производителей товаров) |
1 812 |
0,1890 |
1 868 |
Итого |
35 679 |
0,06012 |
81 208 |
С марта 2020 года попасть в ТР г. Москвы можно online. Для этого на сайте mos.ru был разработан специальный раздел. На вышеуказанном сайте нужно создать или зайти в личный кабинет юридического лица. Регистрация и подача заявления происходит через квалифицированную цифровую подпись. При наличии личного кабинета на сайте госуслуг личный кабинет на сайте mos.ru не придется заводить. Данный сервис был разработан с целью оперативного внесения данных и изменений по хозяйствующим субъектам, сокращения бумажной работы, а также для проверки на сколько верно указана информация, включенная в реестр.
Не совсем понятно на сегодняшний день зачем же именно нужен Торговый реестр в РФ? Большая часть сведений, включаемых в реестр уже содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (ОГРН, ИНН, место нахождения). Данные о численности сотрудников можно получить по каналам межведомственной связи органов, в налоговой. Вследствие чего не ясно, с какой целью вся эта информация дублируется в реестр. Кроме того, сбор и ведение ТР весьма трудозатратно. Требуются разработчики, аналитики и программисты для создания данной программы, специалисты по обработке и внесению корректных данных в реестр, сервера для хранения Общей базы данных. Все это порождает колоссальные финансовые затраты.
Ведение реестра осуществляют органы исполнительной власти субъекта. При том у них не всегда есть возможность вносить полную и корректную информацию. В связи с этим они делегируют полномочия по сбору статических данных на муниципалитеты. Законодательный орган субъекта РФ не может «обязать» органы муниципальной власти предоставлять эти сведения, в силу того, что, согласно действующему законодательству, именно субъект РФ собирает и систематизирует данные в ТР. Более того, местные органы власти просто отказываются собирать и предоставлять какие-либо сведения, причем не только потому что на них такая обязанность не возложена. Во-первых, для выполнения рекомендаций исполнительных органов власти им не передается финансовое обеспечение. Во-вторых, в актах органов исполнительной власти не указано как именно необходимо собирать информацию и каким именно способом ее предоставлять. Вследствие чего, между разными органами власти возникает дискуссия о компетенции и полномочиях в данном вопросе.
Открытым остается вопрос целесообразности включения в ТР сведений по самостоятельному заявлению ИП или компании. Если за непредставление сведений на сегодняшний день не предусмотрена ответственность, то для чего самим хозяйствующим субъектам направлять какую-либо информацию о себе?