Ущемление прав потребителей наказуемо | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Ущемление прав потребителей наказуемо

«Юрист компании», май 2022
Ольга Полякова
Ольга Полякова
UK
UK

«Юрист компании», май 2022

Права потребителей представляют собой неотъемлемую часть общих прав человека, именно поэтому их защита является важным направлением развития государственной политики.

Поскольку потребитель считается более слабой стороной в отношениях, законодатель предоставляет ему широкие права и особые гарантии. Примером может послужить возможность самостоятельно выбирать подсудность — по месту нахождения организации (а также ее филиала/представительства), месту жительства индивидуального предпринимателя, по собственному месту жительства/пребывания или по месту заключения (или исполнения) договора. Также в случае судебной защиты своих прав потребители освобождаются от обязательного досудебного урегулирования спора и от уплаты государственной пошлины.

Содержащиеся в договоре условия, ущемляющие предусмотренные законом права потребителя, признаются недействительными, а организация, включившая такие условия, рискует быть привлеченной к административной ответственности. Тем не менее судебных споров по такой категории дел достаточно много, и далее мы рассмотрим несколько случаев, когда органам власти приходилось защищать права потребителей.

  1. Между потребителем и организацией был заключен предварительный договор о заключении в будущем договора купли-продажи. Однако предварительный договор содержал в себе условия, серьезно ущемляющие права потребителя, а именно:
  • возможность продавца увеличить стоимость автомобиля по любому из перечисленных оснований (введение новых налоговых/таможенных и иных платежей, увеличение расходов продавца, увеличение рекомендованной продажной стоимости автомобиля, повышение ставки банка, повышение курса валюты);
  • освобождение сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств, если это произошло вследствие чрезвычайных обстоятельств (к которым были отнесены также перебои в работе интернета, в работе электропитания);
  • установление обязательного досудебного порядка урегулирования спора

По факту выявления правонарушений Управлением Роспотребнадзора общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей, а также понуждено к устранению причин и условий совершения нарушения.

Обжалуя постановление в суд, организация ссылалась на то, что состав правонарушения может быть применим лишь к основному договору, однако суды подчеркнули, что предварительный договор содержит в себе предмет и условия основного, а значит так же должен соответствовать требованиям закона. Кассационная инстанция Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2021 N Ф06-10378/2021 по делу N А65-4911/2021 такой подход поддержала.

  1. Потребитель дистанционным способом заключил договор купли-продажи с условием о том, что в случае, если продавец не поставит товар или поставит его с просрочкой, ответственность ограничивается лишь переносом сроков поставки.

Однако, в силу Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец обязан исполнять обязанность по передаче товара в срок, установленный договором. Если такой срок не был согласован сторонами, товар должен быть доставлен в разумный срок. В случае несоблюдения разумного срока, товар передается в течение семи дней после поступления требования покупателя об исполнении обязательства.

Более того, если товар был предварительно оплачен, договор обязан предусматривать срок его передачи. В случае, если продавец не передал товар в установленный договором срок, потребитель вправе по своему выбору потребовать как передать товар в указанный им новый срок, так и вернуть денежные средства. При этом продавец обязан уплатить пени за каждый день просрочки передачи товара.

Требования по возврату уплаченной суммы потребитель может предъявить и к владельцу агрегатора, если предварительная оплата осуществлялась на его счет, товар не был передан в срок, а сам потребитель направил продавцу извещение о расторжении договора в связи с нарушением последним сроков передачи товара. Таким образом, агрегатор обязан нести ответственность за соответствие публикуемой информации требованиям законодательства. Онлайн-магазины должны избирательно подходить к выбору договоров и условий, размещаемых на сайте, а также проверять информацию об услугах и товарах.

С учетом изложенного, компании было назначено наказание в виде штрафа за ущемление прав потребителей, выразившееся в незаконном ограничении ответственности продавца за просрочку передачи товара. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2021 N Ф08-7003/2021 по делу N А63-17326/2020 штраф был признан судом законным и обоснованным.

  1. В Управление Роспотребнадзора поступило обращение покупательницы с указанием на ущемление ее прав как потребителя в сравнении с гарантиями, предусмотренными законодательством в области защиты прав потребителей. По результатам проверки были выявлены ограничивающие права потребителя условия договора купли-продажи бывшего в употреблении автомобиля. Согласно акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора, покупатель принимает автотранспортное средство в состоянии «как есть», то есть со всеми имеющимися очевидными или скрытыми недостатками, а также недостатками, которые могут проявиться в будущем.

Контролирующий орган признал это нарушением и привлек продавца к ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», в случае обнаружения в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, потребитель на свой выбор имеет право: потребовать замены на товар той же марки/модели; потребовать замены на товар другой марки/модели с перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительно устранить недостатки или возместить расходы на их исправление; отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть денежные средства. Также потребитель имеет право на полное возмещение убытков, возникших из-за продажи товара ненадлежащего качества.

Если недостатки были обнаружены в технически сложном товаре (к таковым относятся, например, автомобили, мотоциклы, компьютеры, игровые приставки, телевизоры, фото- и видеокамеры, холодильники и так далее), потребитель имеет право отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств, предъявить требование о замене товара на товар той же марки/модели или товар другой марки/модели с перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня получения товара.

Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.11.2021 N Ф09-8096/21 по делу N А50-4279/2021 указал, что включение в договор условий, ограничивающих потребителя в правах на предъявление требований об устранении недостатков товара, в том числе обнаруженных при эксплуатации, является ущемлением прав потребителя.

  1. Управлением Роспотребнадзора были выявлены следующие нарушающие права потребителя условия договора купли-продажи автомобиля:
  • В случае не достижения согласия между сторонами спор рассматривается судом по месту нахождения продавца;
  • Стороны пришли к соглашению, что цена договора определяется с учетом скидки, предоставляемой под условием заключения покупателем договоров с партнерами продавца (кредит, страхование). В случае досрочного расторжения указанных договором покупателем, скидка аннулируется, а покупатель обязан выплатить продавцу денежные средства, составляющие размер скидки.

Указанные условия противоречат гарантиям, предоставленным потребителю Законом «О защите прав потребителей», за что продавец был привлечен к административной ответственности. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2021 N Ф08-7344/2021 по делу N А53-37849/2020 наказание в виде штрафа было признано законным и обоснованным.

Согласно статье 17 Закона «О защите прав потребителей», потребитель может предъявить исковое заявление по своему выбору: по месту нахождения организации (ее филиала/представительства, если требование вытекает из его деятельности) или индивидуального предпринимателя, по месту собственного жительства/пребывания, по месту заключения/исполнения договора.

Таким образом, условие договора, ограничивающее возможность потребителя самостоятельно выбрать подсудность, не соответствует законодательству и не может быть применено.

В соответствии со статьей 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, которую продавец объявляет в момент заключения договора. Нормы законодательства не предусматривают право продавца в одностороннем порядке изменить цену товара, а подобное условие в договоре является незаконным.

Если продавец отказывается исполнять обязанности, возложенные на него законодательством о защите прав потребителей, или соблюдать права потребителя, вы можете обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в суд. Однако при составлении искового заявления важно учитывать некоторые предусмотренные законодательством особенности и гарантии, которые призваны в наиболее полной мере защитить интересы потребителя. В данном случае лучше обратиться за помощью к профессиональному юристу, который поможет не только восстановить нарушенные права, но и возместить причиненный ущерб, а также компенсировать моральный вред.

 

Обеспечьте соблюдение прав потребителей в вашем бизнесе:

Нужна помощь с соблюдением прав потребителей? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для защиты ваших интересов в суде обратитесь за представительством в арбитражном суде. Если нужна помощь с документацией, рассмотрите нашу услугу профессионального составления договоров.

Вас может заинтересовать

Обратный звонок