Расчет стоимости
Скачать прайс

О необходимости обновления национальной стратегии развития искусственного интеллекта в России

«BMF.ru», февраль 2021
UK
UK

«BMF.ru», февраль 2021

31 декабря 2020 года Президентом РФ был принят ряд поручений, направленных на развитие искусственного интеллекта в России. Среди поручений можно выделить следующие:

  • принятие законодательных актов для обеспечения действия экспериментальных правовых режимов в целях расширения применения технологий искусственного интеллекта (срок — до 1 мая 2021 года);
  • принятие мер (включая налоговые) для стимулирования инвестиционной деятельности организаций, связанных с внедрением и эксплуатацией программного обеспечения и оборудования, основанных на использовании искусственного интеллекта (срок — до 1 мая 2021 года);
  • увеличение количества бюджетных мест в образовательных организациях высшего образования не менее, чем на одну тысячу, по направлениям, связанным с разработкой технологий искусственного интеллекта (срок — до 1 сентября 2021 года). Данная мера предусмотрена лишь для тех образовательных организаций, в которых доля принятых на обучение в 2020/21 учебном году победителей и призёров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, составила не менее половины;
  • разработка и утверждение субъектами РФ собственных стратегий цифровой трансформации ключевых отраслей экономики на основе технологий искусственного интеллекта (срок — до 1 сентября 2021 г.).

Эти поручения демонстрируют направления, которые определены государством как приоритетные для прогресса в сфере искусственного интеллекта. По сути, они формируют собой «дорожную карту» на 2021 год по подготовке правовых, экономических, образовательных условий для развития технологий в стране. Однако следует отметить, что для достижения поставленных целей предельно важно установить именно на высшем государственном уровне не только сроки выполнения задач, но также определить объём средств и детально определить перечень тех мер, которые будут в дальнейшем осуществляться на уровне министерств, служб, на федеральном и региональном уровнях. Таким документом должна быть национальная стратегия, утверждаемая Президентом РФ.

На текущий момент действует Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (далее — Стратегия), утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490. При анализе документа можно сделать вывод, что он определяет направления, по которым необходимо принимать меры, характер этих мер для развития технологий в сфере искусственного интеллекта. Стратегия содержит принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта, оценки роста мировой экономики к 2030 году с учётом применения высокотехнологичных решений во всех отраслях производства, промежуточные результаты, которые Россия должна достичь к 2024 году, и общие — к 2030 году. Однако по своему характеру документ является скорее декларативным, несмотря на установленную пунктом 4 Стратегии необходимость соответствия всех национальных и региональных проектов в области развития технологий самой Стратегии. После анализа её положений становится ясным, что Стратегии следует быть более содержательной, не только целеполагающей, но и устанавливающей чёткие задачи или набор проектов, которые исполняются на основе определённого объёма средств и в регламентированные сроки. В качестве примера можно привести Энергетическую стратегию России на период до 2020 года: среди прочего, в ней содержатся поэтапные мероприятия по развитию угледобычи и угольной промышленности, развитию систем транспортировки нефти, перспективы развития топливно-энергетического комплекса с количественными показателями по объёму газа, нефти, электроэнергии. На основании этого документа в 2021 году можно оценить, в каком объёме достигнуты заявленные цели, насколько эффективна работа ответственных за исполнение лиц и так далее.

Ранее российские законодатели неоднократно обращались к иностранному опыту для поиска эффективных решений в различных отраслях законодательства. Примером может послужить введение экспериментальных правовых режимов, использованных впервые в Великобритании, действие которых на практике президент поручил обеспечить до 1 мая 2021 года. Возможно, и в случае с формированием Стратегии стоило бы учесть такой опыт.

К примеру, в Великобритании в апреле 2018 года была принята стратегическая концепция развития искусственного интеллекта. В ней было сформировано множество целей, среди которых можно выделить следующие:

  • Создание 75 новых центров докторантуры в университетах по всей стране, 16 из которых будут специализироваться на исследованиях в области искусственного интеллекта и позволят получить 1000 новых докторантов к 2025 году;
  • Создание 2500 мест для курсов по искусственному интеллекту и преобразованию данных, которые начались с 2020 года.

На момент принятия стратегии для реализации этих целей планировалось привлечь финансирование из учреждённого государством Фонда промышленной стратегии и частные инвестиции общей суммой в 110 миллионов фунтов стерлингов.

Среди решений по расширению научной инфраструктуры можно отметить следующие:

  • Открытие Центра промышленной цифровизации, робототехники и автоматизации для поддержки промышленности в Северной Ирландии (в соответствии с утверждённой стратегией, государство обеспечило для этого финансирование в размере 50 миллионов фунтов стерлингов);
  • Создание Национального центра вычислительной техники, в том числе в целях повышения квалификации преподавателей по математике, научных работников в сфере цифровых и технических научных дисциплин (406 миллионов фунтов выделено для этих целей).

Принятие этих и других мер стратегии позволило зафиксировать в 2019 году рост инвестиций в сектор разработки технологий Великобритании на 17% за год.

Также в соответствии с утверждённой правительством Великобритании концепцией было учреждено Управление по искусственному интеллекту, основной задачей которого является мониторинг в обозначенной сфере, а также подготовка для правительства соответствующих отчётов, в том числе ежегодных. 6 января 2021 года Управление выпустило очередной отчёт, в которой содержится детальный анализ успеха частных инициатив в области искусственного интеллекта, результатов деятельности новых объектов научной инфраструктуры, а также установлены направления, на которые в данный момент правительству нужно уделять больше внимания. Таким образом, в 2018 году на высшем государственном уровне была установлена программа развития технологий, в которой содержались точно сформулированные цели для министерств, были определены средства и их источники для их исполнения, а также создан орган для мониторинга исполнения этой программы и регулярной корректировки политики в этой сфере.

В итоге следует отметить, что в настоящий момент Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года нуждается в большей детализации для установки чётких ориентиров, исходя из которых возможно судить об успешности её исполнения. Например, документ можно было бы дополнить количественными и качественными показателями в части создания открытых библиотек и программного обеспечения на основе искусственного интеллекта, системой грантов для специалистов, ведущих научные исследования в этой области, мерами по обеспечению подготовки таких специалистов. Это позволит повысить эффективность работы государства как на федеральном, так и на региональном уровне, а также добиться прогресса в сфере искусственного интеллекта за меньшее время.

 

Вас может заинтересовать