Расчет стоимости
Скачать прайс

Спорные условия подтверждения опыта для участников госзакупок

«Госзакупки.ru», сентябрь 2021
UK
UK

«Госзакупки.ru», сентябрь 2021

Требования к участникам закупок (оценка участников закупки) регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановлением правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1085).

Действующие законодательство направлено на то, чтобы осуществление закупок основывалось на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Основная функция критерия оценки, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления № 1085 заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.

При этом, ни в Законе о контрактной системе, ни в правилах Постановления №1085 не установлены ограничения заказчиков в части степени детализации критериев оценки заявок на участие в закупке, в связи с чем, для оценки опыта участника закупки заказчик вправе учитывать любую, но только связанную и сопоставимую с предметом контракта деятельность участника, отвечающую интересам наиболее эффективного и успешного выполнения работ, учитывая при этом, что данное условие не должно нарушать положения Закона о контрактной системе.

Ввиду этого заказчики зачастую самостоятельно определяют требования, например, к оценке опыта, к учету контрактов выполненных без нарушений, к территориальному принципу исполнению контрактов, к ограничению стоимости исполнения контракта или к учету опыта за определенный период самостоятельно, детализируя данные критерии на свое усмотрение.

При участии в государственных закупках, потенциальные исполнители государственных контрактах нередко сталкиваются со «стеной» условностей и непоколебимых формальных требований заказчика к участникам закупки.

Как правило, если участник закупки не согласен с требованиями заказчика, изложенных в конкурсной документации, законодательством предусмотрен порядок, при котором участник закупки имеет право обратится к заказчику за разъяснением  документации и (или) в государственный орган с обжалованием документации полностью или в части.

Ниже будут приведены примеры требований заказчиков, которые на практике привели к необходимости оспаривания конкурсной документации, в том числе через представительство юристами в ФАС и в судебных органах, а также разносторонние выводы тех или иных государственных органов, на разрешение которых были поставлены вопросы оспаривания.

  1. Требования к оценке опыта.

Для участия в государственных закупках, как правило, для заказчика, подтверждением выполнения аналогичных работ является, в том числе, опыт  по надлежаще выполненным исключительно государственным контрактам и (или) муниципальным договорам.

Так, при рассмотрении жалобы о том, что в конкурсной документации установлены необоснованные требования к участникам закупки, в частности требования о необходимости предоставить для подтверждения опыта исключительно государственные контракты и (или) муниципальные договоры,  Сахалинский УФАС России вынес Решение от 08.05.2019 по делу №065/06/106-112/2019 в котором требования заявителя жалобы признал необоснованными. Арбитражный суд Дальневосточного округа поддержал выводы ФАСа, а Верховный суд Российской Федерации не стал пересматривать дело.

Данной точки зернения также придерживаются Пермское и Приморское УФАС.

При этом Пермское УФАС в Решении от 27.07.2021  указало, что «…Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов или договоров, не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ…», а вот Приморское УФАС дополнительно сослалось на выводы Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу №А65-34449/2018 (Верховный суд Российской Федерации Определением от 13.12.2019 №306-ЭС19-24010 оставил без пересмотра решение кассации), а также решения по делу №А65-1272/2018 и по делу №Ф65-174/2018 указав, что «… о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных (муниципальных) контрактов не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ …».

Вместе с тем, при похожем оспаривании конкурсной документации со ссылкой на ограничение оценки заявок участников по нестоимостному критерию принятием во внимание только опыта работ по государственным контрактам, Арбитражный суд Северо-Западного округа по делу №А05-5797/2020 пришел к выводу, что наличие у участника закупки опыта выполнения работ только по государственным (муниципальным) контрактам, свидетельствует об ограничении заказчиком показателя критерия "квалификация участника закупки", поскольку в преимущественном положении оказываются хозяйствующие субъекты, имеющие опыт выполнения работ для государственных (муниципальных) нужд.

  1. Требование к учету контрактов выполненных без нарушений

При рассмотрении дела № 20/44/99/П44 ФАС России решил, что применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов. То есть, ФАС России считает, что подтверждая свой опыт, участник закупки может предоставлять контракты, в том числе, по которым применялись штрафные санкции, однако рассчитывать на высокую оценку такого контракта не стоит.

Противоположного мнения придерживается Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в деле №А64-247/2020, где указывает, что установленный в конкурсной документации показатель успешного оказания услуг  ( то есть выполнения контракта без нарушений и штрафов)  не является обязательным условием для участия в конкурсе, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в конкурсе и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно предусмотренные документы или нет.

сама по себе оценка и сопоставление заявок осуществляется заказчиками (комиссией) в целях определения лучшего предложения (условия) исполнения контракта и при оценке таких заявок по неисчисляемым критериям (качество, опыт, квалификация, характер) зачастую сопряжена с усмотрением самого заказчика (заказчиков), потому как выбор наилучшего предложения среди прочих равных является исключительно его прерогативой.

Таким образом, ФАС РФ говорит о том, что наличие штрафа за исполнения контракта не свидетельствует об отсутствии опыта. Применение такого требования к опыту дает преимущество иным участникам закупки, тогда как 9ААС считает, что данное условие не препятствует участию в конкурсе, оно позволяет выявить лучшего исполнителя.

  1. Требования к территориальному принципу исполнению контрактов

Исходя из рассмотренной нами практики, антимонопольные органы единогласно указывают, что заказчику не следует ограничивать опыт участников по территориальному принципу.

Так, УФАС России по  Санкт-Петербургу в Решении от 01.12.2020 по делу №44-6288/20 отмечает, что детализирование требований опыта выполнения работ исключительно в границах административных районов Санкт-Петербурга, является узконаправленным и приводит к ограничению конкуренции, так как более успешные участники закупки, исполнившие большее количество аналогичных контрактов/договоров в других регионах, не могут быть оценены по данному показателю.

Оренбургский УФАС России в Решении от 27.05.2021 по делу №056/06/54.3-539/2021 указывает на недопустимость установления требований к потенциальным участникам закупки в виде предоставления копий государственных контрактов, исполненных за последние 7 лет исключительно для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области.

Коми УФАС России в Решении от 12.05.2021 по делу №011/01/17-142/2021 указывает на то, что

опыт выполнения контрактов на территории исключительно одного федерального округа не может быть признан правомерными и допустимым показателем критерия оценки заявки, поскольку не устанавливает определение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Таким образом, антимонопольные органы усматривают нарушение закона при зачете опыта исключительно рассматривая  исполнение контрактов на территории отдельного административного района, на территории отдельного субъекта или на территории отдельного федерального округа.

  1. Требования к ограничению стоимости исполнения контракта

ФАС России в Решении от 29.01.2021 по делу №21/44/105/77 указывает сразу на два критерия ненадлежащим образом установленного порядка оценки заявок участников закупки:

  • Заказчику в конкурсной документации не следует фиксировать исключительно минимальную стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки – не стоит принимать в зачет контракты ниже 30% от НМЦК.
  • Заказчику в конкурсной документации не следует оценивать исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

По мнению ФАС России вышеуказанные требования заказчика могут привести к ограничению числа участников в процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

Исходя из приведённого выше анализа актов государственных органов следует, что, к сожалению, ни действующая правовая база, ни судебная практика, ни практика антимонопольного органа не может с точностью предугадать и/или разъяснить все возможные варианты поведения (установления порядка оценки заявок) того или иного заказчика, однако законом предусмотрен порядок защиты прав и законных интересов участников закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вас может заинтересовать