«Госзакупки.ru», сентябрь 2021
Требования к участникам закупок (оценка участников закупки) регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановлением правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1085).
Действующие законодательство направлено на то, чтобы осуществление закупок основывалось на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Основная функция критерия оценки, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления № 1085 заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
При этом, ни в Законе о контрактной системе, ни в правилах Постановления №1085 не установлены ограничения заказчиков в части степени детализации критериев оценки заявок на участие в закупке, в связи с чем, для оценки опыта участника закупки заказчик вправе учитывать любую, но только связанную и сопоставимую с предметом контракта деятельность участника, отвечающую интересам наиболее эффективного и успешного выполнения работ, учитывая при этом, что данное условие не должно нарушать положения Закона о контрактной системе.
Ввиду этого заказчики зачастую самостоятельно определяют требования, например, к оценке опыта, к учету контрактов выполненных без нарушений, к территориальному принципу исполнению контрактов, к ограничению стоимости исполнения контракта или к учету опыта за определенный период самостоятельно, детализируя данные критерии на свое усмотрение.
При участии в государственных закупках, потенциальные исполнители государственных контрактах нередко сталкиваются со «стеной» условностей и непоколебимых формальных требований заказчика к участникам закупки.
При возникновении спорных условий может произойти отмена ликвидации.
Как правило, если участник закупки не согласен с требованиями заказчика, изложенных в конкурсной документации, законодательством предусмотрен порядок, при котором участник закупки имеет право обратится к заказчику за разъяснением документации и (или) в государственный орган с обжалованием документации полностью или в части.
Ниже будут приведены примеры требований заказчиков, которые на практике привели к необходимости оспаривания конкурсной документации, в том числе через представительство юристами в ФАС и в судебных органах, а также разносторонние выводы тех или иных государственных органов, на разрешение которых были поставлены вопросы оспаривания.
Минимизируйте риски спорных условий в договорах:
Беспокоят спорные условия в договорах? Обратитесь за экспертизой и проверкой договора. Для составления надежных договоров воспользуйтесь профессиональным составлением договоров. Если возникли споры, рассмотрите представительство в арбитражном суде.
- Требования к оценке опыта.
Для участия в государственных закупках, как правило, для заказчика, подтверждением выполнения аналогичных работ является, в том числе, опыт по надлежаще выполненным исключительно государственным контрактам и (или) муниципальным договорам.
Так, при рассмотрении жалобы о том, что в конкурсной документации установлены необоснованные требования к участникам закупки, в частности требования о необходимости предоставить для подтверждения опыта исключительно государственные контракты и (или) муниципальные договоры, Сахалинский УФАС России вынес Решение от 08.05.2019 по делу №065/06/106-112/2019 в котором требования заявителя жалобы признал необоснованными. Арбитражный суд Дальневосточного округа поддержал выводы ФАСа, а Верховный суд Российской Федерации не стал пересматривать дело.
Данной точки зернения также придерживаются Пермское и Приморское УФАС.
При этом Пермское УФАС в Решении от 27.07.2021 указало, что «…Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов или договоров, не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ…», а вот Приморское УФАС дополнительно сослалось на выводы Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу №А65-34449/2018 (Верховный суд Российской Федерации Определением от 13.12.2019 №306-ЭС19-24010 оставил без пересмотра решение кассации), а также решения по делу №А65-1272/2018 и по делу №Ф65-174/2018 указав, что «… о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных (муниципальных) контрактов не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ …».
Вместе с тем, при похожем оспаривании конкурсной документации со ссылкой на ограничение оценки заявок участников по нестоимостному критерию принятием во внимание только опыта работ по государственным контрактам, Арбитражный суд Северо-Западного округа по делу №А05-5797/2020 пришел к выводу, что наличие у участника закупки опыта выполнения работ только по государственным (муниципальным) контрактам, свидетельствует об ограничении заказчиком показателя критерия "квалификация участника закупки", поскольку в преимущественном положении оказываются хозяйствующие субъекты, имеющие опыт выполнения работ для государственных (муниципальных) нужд.
- Требование к учету контрактов выполненных без нарушений
При рассмотрении дела № 20/44/99/П44 ФАС России решил, что применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов. То есть, ФАС России считает, что подтверждая свой опыт, участник закупки может предоставлять контракты, в том числе, по которым применялись штрафные санкции, однако рассчитывать на высокую оценку такого контракта не стоит.
Противоположного мнения придерживается Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в деле №А64-247/2020, где указывает, что установленный в конкурсной документации показатель успешного оказания услуг ( то есть выполнения контракта без нарушений и штрафов) не является обязательным условием для участия в конкурсе, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в конкурсе и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно предусмотренные документы или нет.
сама по себе оценка и сопоставление заявок осуществляется заказчиками (комиссией) в целях определения лучшего предложения (условия) исполнения контракта и при оценке таких заявок по неисчисляемым критериям (качество, опыт, квалификация, характер) зачастую сопряжена с усмотрением самого заказчика (заказчиков), потому как выбор наилучшего предложения среди прочих равных является исключительно его прерогативой.
Таким образом, ФАС РФ говорит о том, что наличие штрафа за исполнения контракта не свидетельствует об отсутствии опыта. Применение такого требования к опыту дает преимущество иным участникам закупки, тогда как 9ААС считает, что данное условие не препятствует участию в конкурсе, оно позволяет выявить лучшего исполнителя.
- Требования к территориальному принципу исполнению контрактов
Исходя из рассмотренной нами практики, антимонопольные органы единогласно указывают, что заказчику не следует ограничивать опыт участников по территориальному принципу.
Так, УФАС России по Санкт-Петербургу в Решении от 01.12.2020 по делу №44-6288/20 отмечает, что детализирование требований опыта выполнения работ исключительно в границах административных районов Санкт-Петербурга, является узконаправленным и приводит к ограничению конкуренции, так как более успешные участники закупки, исполнившие большее количество аналогичных контрактов/договоров в других регионах, не могут быть оценены по данному показателю.
Оренбургский УФАС России в Решении от 27.05.2021 по делу №056/06/54.3-539/2021 указывает на недопустимость установления требований к потенциальным участникам закупки в виде предоставления копий государственных контрактов, исполненных за последние 7 лет исключительно для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области.
Коми УФАС России в Решении от 12.05.2021 по делу №011/01/17-142/2021 указывает на то, что
опыт выполнения контрактов на территории исключительно одного федерального округа не может быть признан правомерными и допустимым показателем критерия оценки заявки, поскольку не устанавливает определение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Таким образом, антимонопольные органы усматривают нарушение закона при зачете опыта исключительно рассматривая исполнение контрактов на территории отдельного административного района, на территории отдельного субъекта или на территории отдельного федерального округа.
- Требования к ограничению стоимости исполнения контракта
ФАС России в Решении от 29.01.2021 по делу №21/44/105/77 указывает сразу на два критерия ненадлежащим образом установленного порядка оценки заявок участников закупки:
- Заказчику в конкурсной документации не следует фиксировать исключительно минимальную стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки – не стоит принимать в зачет контракты ниже 30% от НМЦК.
- Заказчику в конкурсной документации не следует оценивать исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
По мнению ФАС России вышеуказанные требования заказчика могут привести к ограничению числа участников в процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
Исходя из приведённого выше анализа актов государственных органов следует, что, к сожалению, ни действующая правовая база, ни судебная практика, ни практика антимонопольного органа не может с точностью предугадать и/или разъяснить все возможные варианты поведения (установления порядка оценки заявок) того или иного заказчика, однако законом предусмотрен порядок защиты прав и законных интересов участников закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.