При импорте товаров основные споры возникают по следующим причинам: необоснованная корректировка их таможенной стоимости; нарушение сроков выпуска продукции с границы; отказ таможенников в предоставлении льгот по уплате пошлин и налогов. Рассмотрим каждый случай в отдельности. Напомню, что Таможенный кодекс РФ утратил силу. Вместо него теперь действуют Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК КС), решения Комиссии Таможенного союза, а также Федеральный закон от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Корректировка таможенной стоимости
В теории все просто: импортер ввозит товар, определяет его таможенную стоимость, уплачивает ввозные пошлины, затем груз выпускается с территории таможни. Но на практике все иначе: стоимость ввозимых товаров корректируют сотрудники таможенной службы, поскольку она является базой для расчета пошлин (ст. 75 ТК ТС). Соответственно, чем дороже товар, тем больше поступит денег в бюджет.
Импортеры при определении стоимости чаще всего используют метод «по цене сделки с ввозимыми товарами»1, то есть приравнивают стоимость поставки к цене контракта. Как правило, такой расчет не удовлетворяет таможенников, поэтому компанию может ждать дополнительная проверка груза и документов непосредственно на пункте досмотра, на что проверяющие имеют полное право (ст. 66 ТК ТС, решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376). В последнее время тщательному контролю подвергают даже тех импортеров, которые на протяжении нескольких лет ввозят одну и ту же продукцию.
Пример. Компания «Юнитрейд» ввозила товар через домодедовскую таможню. Его стоимость была приравнена к цене сделки. В качестве подтверждения фирма представила декларацию таможенной стоимости, копию контракта и спецификации (документ, в котором указываются качество, размер, количество товаров), а также авианакладную. Усомнившись в заявленной стоимости товара, таможенники запросили у организации пояснения о влияющих на цену физических и качественных характеристиках, экспортную таможенную декларацию страны отправления, бухгалтерские документы о поставке товара на баланс, сведения о реализации данного или идентичного товара на внутреннем рынке. Компания представила все бумаги, за исключением декларации, пояснив, что поставляет товар по условиям FCA (англ., free carrier - франко-пере- возчик), то есть экспортное оформление осуществлял продавец (китайская фирма), поэтому у покупателя попросту нет этого документа. Однако такой довод не удовлетворил сотрудника таможни, и он выдал решение о корректировке стоимости. Компания была вынуждена заплатить дополнительную сумму пошлин, после чего обратилась в суд с требованием возместить ей эти деньги. Главным аргументом в пользу истца стало следующее обстоятельство: импортер обязан предоставить по требованию таможенного органа только те документы, которые у него должны быть по закону и которыми он реально владеет (постановление Президиума ВАС от 19.04.2005 №13643/04). Напомню, что к основному пакету документов относятся: контракт; инвойс (перечень, цена и количество товаров); подтверждение производителя о том, что реализация ввозимого товара осуществляется определенной компанией и отпускается ей по установленной цене; бумаги, подтверждающие затраты импортера на погрузку и транспортировку товара до границы с Таможенным союзом. Знание законов и наличие необходимого пакета документов позволили компании вернуть около 25 тыс. руб. (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда №А41-18049/11 от 14.02.2012).
Преодолейте таможенные барьеры при импорте товаров:
Нужна помощь с таможенным оформлением? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного учета импорта обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если нужна помощь с документами, рассмотрите услугу составления договоров.
Говорит Генеральный Директор
Кирилл Флегонов, Генеральный Директор компании «Неос-ингредиентс».
Раньше наша компания поставляла грузы из Китая через Санкт-Петербургскую таможню, но в 2010 году из-за перегрузки порта и увеличения времени таможенной очистки мы перешли на таможню Новороссийска. К тому же на тот момент мы открыли филиал компании в Краснодаре, и нам была выгодна такая логистика. Вначале все было хорошо: таможенная очистка проходила быстро и без каких-либо проблем. Конечно, стоимость корректировали, но незначительно, поэтому мы закрывали на это глаза. Но когда дело коснулось суммы около 800 тыс. руб., мы пошли на принцип. Подали несколько исков в суд с требованием признать решение таможенного органа незаконным и возместить излишне уплаченные деньги. Естественно, мы не перестали работать с новороссийской таможней, грузы проходили, но отношения испортились. Брокеры даже говорили, что наша компания попала в черный список импортеров. Последней каплей стал груз, по которому был скорректирован НДС. Оспаривать это решение мы не стали, потому что налог ставится у нас в зачет, но для себя поняли, что работать через Новороссийск больше не будем. После этого вернулись в Санкт-Петербургскую таможню. Вообще таможня - это лотерея: пять грузов проходит нормально, с шестым возникают проблемы. Сейчас мы нацелены на расширение сотрудничества со Смоленской таможней, поставляя грузы через порты Риги, Клайпеды или Таллина и далее автотранспортом до нашего склада. По нашим расчетам это будет дешевле, поскольку задержка груза на складе временного хранения на несколько дней в отечественном порту обходится существенно дороже, чем в европейском. К тому же в этом случае нам не нужны услуги брокера. Мы сами подаем электронные декларации и полностью контролируем процедуру таможенной очистки и дальнейшей поставки товара до нашего склада.
А коллегам я бы посоветовал избавляться от стереотипов, что таможня всегда права. Это не так, нужно просто не бояться отстаивать справедливость. Я не испугался и не жалею об этом. Нам удалось возместить не только излишне уплаченные пошлины, но и судебные издержки. Сейчас мы подали еще один иск с требованием выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Конечно, не все бизнесмены идут на принцип, и порой их можно понять. Например, у меня есть друг, у которого просто бешеный грузопоток, и он не может его приостановить, иначе дело всей жизни полетит в никуда. Однако не исключено, что и это лишь собственные предубеждения.
Задержка товара в зоне таможенного контроля
Эта проблема возникает, как правило, из-за долгого оформления документов на ввезенные товары. Особенно остро ее чувствуют импортеры которые занимаются поставками скоропортящейся продукции. Теоретически товары должны отпускаться с территории таможни не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ст. 196 ТК ТС). Однако с письменного разрешения руководителя таможни или его заместителя этот срок может быть продлен до 10 дней, чтобы провести соответствующую проверку и оформить все необходимые бумаги.
Пример. Компания «Кари» ввезла на территорию России обувь китайского производства, о чем известила Ханты-Мансийскую таможню в электронном виде, представив декларацию таможенной стоимости, а также документы, на основании которых она была заполнена. Однако таможенники решили провести дополнительную проверку бумаг и экспертизу товаров. Организация предложила выпустить товар под аванс в размере 130 тыс. руб., но получила отказ, поскольку результаты экспертизы еще не были готовы. В итоге компания была вынуждена заплатить более 20 тыс. руб. за хранение груза в зоне таможенного контроля. После чего она обратилась в суд с требованием возместить эту сумму. Главным apгументом в ее пользу стал тот факт, что отсутствие результатов контрольных мероприятий не является основанием для отказа в выпуске товара с таможни, в соответствии со статьей 220 Федерального закона от 27.11.2010 №31ТФЭ (постановление ФАС Московского округа от 21.02.2014 №Ф05-803/2014).
Возврат излишне уплаченных пошлин и отказ в предоставлении льгот
Переплата может возникнуть как в случае арифметической ошибки, так и в результате необоснованной корректировки или отказа в предоставлении положенных льгот (например, освобождение от уплаты НДС при ввозе медицинских изделий и техники). Чтобы вернуть деньги, компания должна подать заявление в таможенный орган в течение трех лет со дня возникновения переплаты (ст. 147 Федерального закона № Э11-ФЗ). Если таможня откажется возмещать излишне уплаченную сумму следует обратиться в суд.
Пример. Сахалинская таможня пересчитала стоимость ввозимых для утилизации автомобилей, и в результате одному из российских бизнесменов пришлось заплатить пошлины на 338 тыс. руб. (это было больше, чем он планировал). Перечислив деньги, он, однако, подал в вышестоящую инстанцию заявление на возврат излишне уплаченной суммы. Получив отказ, мотивированный отсутствием подтверждающих переплату документов, предприниматель обратился в суд. Главным аргументом в его пользу стал тот факт, что таможенникам были представлены все необходимые для ввоза бумаги, но, несмотря на это, они посчитали, что бизнесмен не имеет права применять метод «по цене сделки с ввозимыми товарами», то есть приравнивать таможенную стоимость к цене контракта. Кроме того, проверяющие не представили в суде доказательства правомочности своих действий. В результате суд обязал Сахалинскую таможню вернуть деньги (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2014 № Ф03-6381/2013). А вот каширской таможне пришлось возместить компании «ЭУР-МЕД Денталдепо» более 1,1 млн руб. за незаконный отказ в предоставлении льготы. Организация занималась поставками медицинского оборудования, и ей полагалась преференция в виде освобождения от уплаты НДС, что подтверждается декларациями соответствия и регистрационным удостоверением. Однако таможенники провели проверку и пришли к выводу, что у компании нет оснований для льготы. Организация вывезла товар с таможни, предоставив проверяющим аванс, который вернула через суд (решение Арбитражного суда Московской области от 06.02.2014 № А41-38657/13).
Советы Генеральным Директорам
- Чтобы минимизировать риски, поручите специалисту по внешнеэкономической деятельности заранее подготовить полный пакет документов, сопровождающих товар.
- Если Вы считаете, что стоимость груза была необоснованно скорректирована, поручите юристу подать жалобу в вышестоящую таможенную инстанцию и далее в суд, если получите отказ в удовлетворении жалобы. Не забывайте, что на это отведено три месяца с момента нарушения Ваших прав (ст. 40 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3).
- Вы имеет право требовать возмещения убытков, например, причиненных компании из-за длительного временного хранения груза на складе. Для этого нужно подать заявление в ФТС РФ (ст. 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ).
- Если Вы сомневаетесь в правильности присвоения товарам кодов ОКВЭД, из-за чего опасаетесь споров с таможенными органами, можно получить предварительные классификационные решения на ввозимый товар. Для этого нужно подать заявление в ФТС РФ или в ее региональное управление. Единственный минус - длительный срок оформления (90 календарных дней с даты подачи и регистрации заявления).
- Будьте готовы к корректировке таможенной стоимости. По возможности, запросите информацию (официальное подтверждение) от поставщика или производителя о ценах на ввозимый товар. Помните, что необходимость корректировки стоимости обязаны доказывать таможенные органы.