Реклама в запрещенных социальных сетях

«Клерк», июль 2022
Екатерина Канаева
Екатерина Канаева

ведущий юрист
UK
UK

«Клерк», июль 2022

После февральских событий в марте Таганский суд запретил многие социальные сети. В России признана экстремистской и запрещена компания Meta* Platforms (Meta*), которая управляет соцсетями Facebook* и Instagram* (деятельность обеих соцсетей в России запрещена). Решение было принято 21 марта 2022 года. Согласно тексту решения — оно вступает в силу немедленно.

Признание Meta* экстремистской и запрет в связи с этим соцсетей Facebook* и Instagram* вступили в законную силу, обжаловать решение Таганского суда компании не удалось. Московский городской суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы компании Meta*, которая была признана экстремистской и запрещена в России.

Осуществление каких-либо платежей в пользу Meta Platforms Inc*., а также аффилированным и/или иным лицам, в том числе через посредников, может рассматриваться как финансирование экстремистской организации, что является уголовно-наказуемым деянием.

Как ответственность предусмотрена за финансирование экстремистской организации?

  1. Административная ответственность (п. 20.3 КоАП РФ): на должностных лиц — от 1 тыс. до 4 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
  2. Уголовная ответственность в зависимости от деяния (организация, вовлечение, участие, финансирование) (282.2. УК РФ, 282.3. УК РФ) в размере от 300 тыс. руб. до 800 тыс. руб., лишение свободы от 2 до 10 лет, принудительные работы от 1 до 5 лет, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности от 3 до 10 лет.

Согласно буквальному толкованию действующего законодательства, привлечение к административной и уголовной ответственности по обозначенным статьям возможно только после вступления в законную силу решения суда о признании (деятельности) организации экстремистской (то есть через 1 месяц с момента изготовления текста решения), а в случае обжалования — после вынесения судебного акта апелляционной инстанции.

Аналогичная формулировка есть в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», где организация признается экстремистской на основании вступившего в законную силу решения суда.

Исходя из формального следования антиэкстремистскому законодательству, привлечение к ответственности возможно будет, например, за следующие действия:

  1. выполнение работ или оказание услуг в интересах Meta* может формально рассматриваться как участие в деятельности экстремистской организации (ч. 2 или 3 ст. 282.2 УК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»);
  2. заказ платных услуг (включая размещение рекламы, таргетирование) и осуществление каких-либо платежей в пользу Meta* может рассматриваться как финансирование экстремистской организации (ст. 282.3 УК РФ, позиция Верховного суда РФ выражена в пп. 22.1-22.2 указанного Постановления);
  3. публичная демонстрация логотипа компании Meta* (в том числе логотипов Facebook и Instagram), а также указание ссылок на Facebook* и Instagram* может квалифицироваться как административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.

Как же сейчас продвигать свой бренд и запускать рекламу, если любое действие теперь расценивается как финансирование экстремистской деятельности?

В настоящее время, единственным безопасным видом рекламы является реклама у блогеров.

В данном случае вы получаете услугу от конкретного лица, и не финансируете запрещённую площадку.

Данные вид рекламы сейчас активно продвигается на всех социальных площадках. Отношения с блогером можно оформить соответствующим договором на оказание рекламных услуг. В таком договоре не рекомендуется указывать конкретную социальную сеть, признанную экстремистской— это будет нарушением.

Что же можно и нельзя делать на своем сайте или производимых продуктах, рекламных товарах, согласно последним нормативно-правовым актам:

  1. запрещено пользоваться рекламой путем запуска промоакций в личных кабинетах.
  2. не рекомендуется держать акции запрещенного холдинга, так как покупка таких акций могут при худшем сценарии признать финансирование экстремисткой деятельности.
  3. запрещено указание на визитках, футболках, продукции ссылки на запрещённые социальные сети. Упоминать эти организации в негативном ключе с указанием в скобках, что они экстремистские, можно.
  4. запрещено изготавливать визитки, плакаты, футболки, кружки и другие материалы с символикой этих социальных сетей.

Таким образом, мы не рекомендуем вести рекламу в запрещенных соцсетях, даже если рекламируете бизнесы вне России (реклама на Россию невозможна в любом случае). Причина — оплату рекламной кампании могут расценить как финансирование экстремистской организации.

* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

Вас может заинтересовать