«Клерк», июль 2022
После февральских событий в марте Таганский суд запретил многие социальные сети. В России признана экстремистской и запрещена компания Meta* Platforms (Meta*), которая управляет соцсетями Facebook* и Instagram* (деятельность обеих соцсетей в России запрещена). Решение было принято 21 марта 2022 года. Согласно тексту решения — оно вступает в силу немедленно.
Признание Meta* экстремистской и запрет в связи с этим соцсетей Facebook* и Instagram* вступили в законную силу, обжаловать решение Таганского суда компании не удалось. Московский городской суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы компании Meta*, которая была признана экстремистской и запрещена в России.
Осуществление каких-либо платежей в пользу Meta Platforms Inc*., а также аффилированным и/или иным лицам, в том числе через посредников, может рассматриваться как финансирование экстремистской организации, что является уголовно-наказуемым деянием.
Как ответственность предусмотрена за финансирование экстремистской организации?
- Административная ответственность (п. 20.3 КоАП РФ): на должностных лиц — от 1 тыс. до 4 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
- Уголовная ответственность в зависимости от деяния (организация, вовлечение, участие, финансирование) (282.2. УК РФ, 282.3. УК РФ) в размере от 300 тыс. руб. до 800 тыс. руб., лишение свободы от 2 до 10 лет, принудительные работы от 1 до 5 лет, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности от 3 до 10 лет.
Согласно буквальному толкованию действующего законодательства, привлечение к административной и уголовной ответственности по обозначенным статьям возможно только после вступления в законную силу решения суда о признании (деятельности) организации экстремистской (то есть через 1 месяц с момента изготовления текста решения), а в случае обжалования — после вынесения судебного акта апелляционной инстанции.
Аналогичная формулировка есть в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», где организация признается экстремистской на основании вступившего в законную силу решения суда.
Обеспечьте законность вашей рекламной деятельности:
Нужна консультация по рекламе в соцсетях? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного оформления договоров обратитесь за услугой составления договоров. Если нужна помощь с защитой бренда, рассмотрите регистрацию товарного знака.
Исходя из формального следования антиэкстремистскому законодательству, привлечение к ответственности возможно будет, например, за следующие действия:
- выполнение работ или оказание услуг в интересах Meta* может формально рассматриваться как участие в деятельности экстремистской организации (ч. 2 или 3 ст. 282.2 УК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»);
- заказ платных услуг (включая размещение рекламы, таргетирование) и осуществление каких-либо платежей в пользу Meta* может рассматриваться как финансирование экстремистской организации (ст. 282.3 УК РФ, позиция Верховного суда РФ выражена в пп. 22.1-22.2 указанного Постановления);
- публичная демонстрация логотипа компании Meta* (в том числе логотипов Facebook и Instagram), а также указание ссылок на Facebook* и Instagram* может квалифицироваться как административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Как же сейчас продвигать свой бренд и запускать рекламу, если любое действие теперь расценивается как финансирование экстремистской деятельности?
В настоящее время, единственным безопасным видом рекламы является реклама у блогеров.
В данном случае вы получаете услугу от конкретного лица, и не финансируете запрещённую площадку.
Данные вид рекламы сейчас активно продвигается на всех социальных площадках. Отношения с блогером можно оформить соответствующим договором на оказание рекламных услуг. В таком договоре не рекомендуется указывать конкретную социальную сеть, признанную экстремистской— это будет нарушением.
Что же можно и нельзя делать на своем сайте или производимых продуктах, рекламных товарах, согласно последним нормативно-правовым актам:
- запрещено пользоваться рекламой путем запуска промоакций в личных кабинетах.
- не рекомендуется держать акции запрещенного холдинга, так как покупка таких акций могут при худшем сценарии признать финансирование экстремисткой деятельности.
- запрещено указание на визитках, футболках, продукции ссылки на запрещённые социальные сети. Упоминать эти организации в негативном ключе с указанием в скобках, что они экстремистские, можно.
- запрещено изготавливать визитки, плакаты, футболки, кружки и другие материалы с символикой этих социальных сетей.
Таким образом, мы не рекомендуем вести рекламу в запрещенных соцсетях, даже если рекламируете бизнесы вне России (реклама на Россию невозможна в любом случае). Причина — оплату рекламной кампании могут расценить как финансирование экстремистской организации.
* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.