Регистрация Благотворительного фонда в России | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Регистрация Благотворительного фонда в России

«Юрист компании», март 2025
UK
UK

«Юрист компании», март 2025. Автор – Анна Федянина, юрист.

 

Тема благотворительности становится все более актуальной. Согласно данным Всемирного индекса благотворительности (крупнейшее исследование благотворительности в мире), проведенное британским благотворительным фондом Charities Aid Foundation (CAF), с 102 места рейтинга Россия за год поднялась на 35е место. В ходе проведения такого исследования респондентам задавались три вопроса:

  • жертвовали ли они деньги?
  • занимались ли волонтёрской деятельностью?
  • оказывали ли они помощь нуждающимся?

Результат рассчитывался по среднему значению этих трёх показателей. Чем больше показатель благотворительности, тем выше страна находится в рейтинге.

Россия во всемирном индексе благотворительности

По сравнению с 2023 годом уровень благотворительных пожертвований в России вырос на 13%, участие граждан в волонтерских программах – на 7%, а показатели помощи населения нуждающимся на 14%. По сравнению с другими странами индекс России оказался выше среднего мирового и выше среднего показателя в Европе.

Одним из вариантов оказания благотворительной помощи на сегодняшний день является создание Благотворительного фонда (далее – «Фонд»). Благотворительным фондовом является не имеющая членства унитарная некоммерческая организация (далее – «НКО»), созданная с целью формирования имущества на основе добровольных взносов и других, не запрещенных законом поступлений, и использования такого имущества на общественно-полезные цели, указанные в уставе. Одним словом, Фонд – это своего рода «копилка» для сбора и пожертвования денежных средств на цели, указанные в уставе.

Прежде всего необходимо внимательно изучить положения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок государственной регистрации и деятельность Фонда. К ним относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «О благотворительной деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В данной статье мы пошагово рассмотрим порядок регистрации Благотворительного Фонда с учетом требований действующего законодательства.

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В первую очередь необходимо:

1) определить цель и направления деятельности.

Поскольку Фонд является некоммерческой организацией, стоит иметь в виду, что получение прибыли не может является основной его целью. Главная идея создания — это аккумулирование денежных средств и иного имущества, а также использование такого имущества для достижения социальных, культурных, спортивных и иных общественно-полезных целей, указанных в ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности».

2) придумать название.

Согласно ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование НКО должно содержать ссылку на организационно-правовую форму и характер деятельности. Выбирая название будущего Фонда, рекомендуем указывать его как можно более развернуто. Во-первых, любой желающий, зайдя на сайт НКО, будет понимать, что это за организация, и кому она помогает. Во-вторых, риск получения решения об отказе государственной о регистрации в связи с наличием в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) НКО со схожим названием, будет минимален (пп.2, п. 1, ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Например, Вы планируете помогать детям с ограниченными возможностями, в таком случае подойдет название – Благотворительный фонд помощи детям с ограниченными возможностями «Радуга». Если на старте Вы понимаете, что в будущем круг благополучателей будет расширяться, то наименование можно указать нечетко - без ссылки на социальный статус, например, Благотворительный фонд помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья «Радуга».

Учитывая характер и специфику деятельности, неизбежно может возникнуть ситуация, когда в наименовании нескольких НКО будут фигурировать совпадения словосочетаний, определяющих критерии их деятельности. Соответственно возникает вопрос – может ли ранее зарегистрированное юр.лицо требовать прекратить использование такого наименования? Рассмотрим пример из судебной практики.

Фабула дела: Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Академик» (далее – «Истец») обратилось с иском в суд к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Академик-плюс» (далее – «Ответчик») с требованием внести изменения в наименование, исключающие словосочетание «Учебный центр «Академик».

Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРЮЛ установлено, что ЧОУ ДПО «Учебный центр «Академик» было зарегистрировано 10 июня 2016 г., а ЧОУ ДПО «Учебный центр «Академик-плюс» - 26 июля 2018г., т.е. наименование Истца зарегистрировано ранее наименования Ответчик. Помимо этого, Истец и Ответчик оказывают аналогичную деятельность – дополнительное профессиональное образование.

Решение судов: Решением от 04 октября 2019 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу A12-19528/2019 в удовлетворении исковых требований отказано, в связи с отсутствием доказательств причинения Истцу вреда, в том числе не доказано намерение Ответчика использовать наименование Истца с целью введения кого-либо в заблуждение.

Не согласившись с принятым судебным актом, Истец обратился в Двенадцатый Арбитражный суд с апелляционной жалобой. Рассмотрев жалобу суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу - создание на одной и той же территории другой НКО, имеющей наименование, сходное до степени смешения с наименованием, ранее зарегистрированной НКО, при аналогичном виде деятельности этих организаций, является злоупотреблением правом со стороны Ответчика с целью введение в заблуждение участников гражданского оборота. Постановлением Двенадцатого Арбитражного суда от 12 декабря 2019 года требование Истца об обязании ЧОУ ДПО «Учебный центр «Академик-плюс» внести в учредительные документы изменения, исключающие из наименования данной НКО словосочетания «Учебный центр «Академик», было удовлетворено. Судом кассационной инстанции Постановление Двенадцатого Арбитражного суда оставлено без изменений.

Как показывает практика, обращение в суд с требованием о понуждении изменения наименования целесообразно только в том случае, когда выявлено фактическое «клонирование» ранее зарегистрированной НКО. Само по себе наличие частичных совпадений в наименовании не будет являться основанием для отказа в регистрации Фонда в соответствии с пп. 2, п. 1, ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и нарушением прав ранее зарегистрированного юр. лица.

3) определится по какому адресу будет располагается НКО.

Для создания юр. лица в документах необходимо указать адрес его места нахождения. Чтобы зарегистрировать организацию по определенному адресу от собственника необходимо получить гарантийное письмо о предоставлении нежилого помещения для НКО, и приложить к нему документ о праве собственности – либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), либо Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (если помещение было зарегистрировано в Росреестре до 2016 года). На домашний адрес учредителя или руководителя возможно зарегистрировать Фонд, если: 1) учредитель или руководитель НКО прописаны на указанном адресе, 2) получено письменное согласие от всех собственников жилого помещения. К указанному согласию также прикладывается документ о праве собственности.

4) решить, как будет формироваться имущество.

Для того, чтобы НКО могло осуществлять приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом, законом установлена обязанность учредителей сформировать имущество Фонда. Стоимость такого имущества должно быть не менее минимального размера уставного капитала ООО - 10 000 руб. (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

5) определиться с организацией управления и составом управляющих лиц.

При решении вопроса о структуре управления Фонда необходимо учитывать следующую схему управления, установленную действующим законодательством:

Схема состава управляющих лиц

Учредитель (учредители) – лицо (лица), принимающие решения о создании Фонда и формирующие его имущество. У Фонда может быть как один, так и несколько учредителей. В качестве учредителя может выступать физическое лицо и (или) юридическое лицо.

Стоит иметь ввиду, что после создания НКО, учредитель утрачивает право собственности на переданное имущество. По своему желанию учредители могут входить в состав органов управления Фонда (за исключением контрольно-надзорных) и присутствовать на всех их заседаниях.

Высший коллегиальный орган (Совет) – принимает решения по всем ключевым для Фонда вопросам. Первоначально количественный и персональный состав Совета формируется учредителем(аким). После регистрации Фонда, члены Совета избираются самим Советом на его заседании по решению квалифицированного большинства не менее 2/3 голосов от общего количества участвующих в заседании. К исключительной компетенции Совета относится:

  • Определение приоритетных направления деятельности Фонда;
  • Формирование и распоряжение имуществом;
  • Изменение Устава;
  • Формирование органов управления и досрочное прекращение их полномочий;
  • Утверждение благотворительных программ;
  • Утверждение годовой и финансовой отчетности;
  • Участие в создании других кр.лиц, открытие филиалов и представительств;
  • Утверждение аудиторской организации.

*Обращаем внимание, что члены Совета не могут получать вознаграждение за свою работу, в связи с этим в состав такого органа управления разрешено включать не более одного наемного работника.

Единоличный исполнительный орган (Директор, Председатель, иная должность) – имеет право представлять интересы Фонда без доверенности и руководит текущей деятельностью кр.лица – нанимает сотрудников, заключает договоры, обеспечивает исполнение решений Совета и т.д. Изначально Директор избирается учредителем(аким) Фонда. Кандидат на должность Директора может быть выбран либо из числа учредителей, либо может быть принято решение о найме стороннего лица. После создания Фонда решение о назначении или продлении полномочий Директора будет приниматься на заседании Совета.

Попечительский совет – коллегиальный орган, создаваемый в целях содействия эффективного развития Фонда. Для реализации указанной цели Попечительский совет имеет право осуществлять надзорные функции – запрашивать отчеты об исполнении решений органов управления, проводить проверку соответствия утвержденных благотворительных программ целям, указанных в уставе и т.д. При создании Фонда Попечительский Совет формируется по решению учредителя(ей), в дальнейшем такое решение принимает Совета Фонда. Так как члены Попечительского совета также как и члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, в его состав не могут входить работники Фонда, а также члены органов управления.

Контрольно-ревизионный орган (Ревизионная комиссия, Ревизор) – коллегиальный орган, осуществляющий контроль за поступлением и целевым расходованием денежных средств. Ревизионная комиссия формируется по решению учредителя(ей), после создания НКО члены комиссии избираются на заседании членов Совета по решению квалифицированного большинства не менее 2/3 голосов от общего числа участвующих в заседании. Поскольку Ревизионная комиссия контролирует финансовые операции, кандидат должен быть избран не из числа заинтересованных лиц, т.е. в состав комиссии не могут входить лица, занимающие какие-либо должности в Фонде.

2 этап – ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ НА РЕГИСТРАЦИЮ

Для регистрации Фонда потребуется подготовить:

  1. Решение единственного учредителя или Протокол Общего собрания учредителей о создании фонда в 3х экземплярах (один экземпляр остаётся в Фонде, остальные два – сдаются в Минюст); В документе необходимо указать принятые решения по таким вопросам как – наименование создаваемой НКО, адрес места нахождения, формирование органов управления и имущества Фонда, утверждение устава.
  2. Заявление по форме P11001. Если Фонд создают несколько учредителей, в Протоколе в качестве отдельной повестки дня можно избрать одного из учредителей в качестве ответственного за подачу и получение документов в регистрирующий орган.
  3. Устав Фонда в 3х экземплярах;
  4. Документы о предоставлении адреса для регистрации Фонда – гарантийное письмо(согласие) от собственника помещения, а также документ о праве собственности – выписка из Единого государственного реестра недвижимости (выписка из ЕГРН) или Свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение.
  5. Заявление о применении упрощённой системы налогообложения 6% или 15% в 2х экземплярах (при необходимости);
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4000 руб. (при необходимости);
  7. Нотариальная доверенность на представителя (при необходимости).

3 этап – ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ НА РЕГИСТРАЦИЮ

Для регистрации НКО подготовленный пакет документов необходимо подать в уполномоченный регистрирующий орган – территориальное отделение Министерства юстиции России (далее – Минюст). Территориальное отделение регистрирующего органа определяется согласно месту нахождения создаваемого Фонда.

Документы в Минюст можно представить одним из следующих способов:

  • лично заявителем или его представителем по нотариальной доверенности;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;

Если документы подаются в Минюст одним из вышеуказанных способов, учредитель должен оплатить государственную пошлину за регистрацию НКО. Помимо этого, если подача осуществляется не лично уполномоченным учредителем, а его представителем или по почте РФ, подпись заявителя в заявлении по форме P11001 должна быть нотариально заверена.

  • через портал Госуслуги - для этого заявитель должен получить усиленную электронную цифровую подпись и установить на своей компьютер программное обеспечение – программа КриптоПро и специальное разрешение (плагин) с сайта Госуслуги.

Последний вариант значительно сокращает временные и материальные затраты. С помощью электронной подписи учредитель может подать документы в Минюст в любое время, не выходя из дома. Помимо этого, электронная подача документов на регистрацию НКО освобождает учредителя от оплаты государственной пошлины и нотариальных расходов.

Чтобы узнать, как пошагово подать документы через Госуслуги, Вы можете воспользоваться нашей инструкцией по подаче документов на регистрацию НКО.

4 этап – ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ О РЕГИСТРАЦИИ ФОНДА

Общий срок открытия Фонда займет чуть больше месяца, поскольку рассмотрение поданных на регистрацию Фонда документов будет проходить в 2 этапа. Сначала документы направляются на правовую экспертизу в Минюст. После принятия Министерством положительного решения, документы направляются в Федеральную налоговую службу России (далее – ФНС России) для внесения сведений о юр.лице в ЕГРЮЛ.

Схематично данный процесс выглядит следующим образом:

Процесс получения документов о регистрации Фонда

После внесения информации о Фонде в ЕГРЮЛ, ФНС России направляет на адрес электронной почты, указанной в заявлении, электронный контейнер в виде zip файла учредительных документов, подписанных электронной подписью налоговой службы:

  • Свидетельство ИНН
  • Устав
  • Лист записи ЕГРЮЛ о регистрации НКО

Свидетельство о регистрации НКО с индивидуальным регистрационным номером, а также устав, заверенный подписью и печатью руководства Минюста на бумажном носителе, можно будет получить на руки в Минюсте через 1-2 недели.

Трудности при проведении процедуры регистрации

Незнание всех тонкостей процесса может стать причиной отказа в регистрации некоммерческой организации. Самыми распространенными являются:

  • Некорректное наименование – название не отражает характер деятельности НКО и (или) не является уникальным.
  • Проблема с юридическим адресом – перед подачей документов необходимо удостоверится, что сведения об адресе включены Федеральную информационную адресную систему (ФИАС), в противном случае в открытии фонда будет отказано из-за предоставления недостоверных сведений об адресе. Помимо этого, не стоит забывать о необходимости получения согласия о предоставлении адреса от всех собственников помещения.
  • Ошибки в Уставе – является самой частой причиной отказа. Специалисты Минюста тщательно подходят к проверке соответствия положений устава действующему законодательству. Даже при использовании типового устава, специалисты нередко находят ошибки в положениях учредительного документа, в виду наличия не устранённых коллизий (противоречий) или пробелов в законе.
  • Проблемы с учредителем или директором – учредители и (или) директор не должны быть включены в список дисквалифицированных лиц. Дисквалификация – это вид административной ответственности согласно которой физическое лицо временно лишается права создавать новые юр.лица, занимать определенные должности и участвовать в управлении юр.лицом.

Подготовка всех документов в соответствии с законодательством требует определённых знаний и навыков, обладая которыми прохождение всей процедуры может значительно ускориться. Именно поэтому мы рекомендуем довериться специалистам Юридической компании «ПРИОРИТЕТ», которые смогут дать полноценную юридическую консультацию и помогут пройти всю процедуру, не тратя Ваше драгоценное время.

Остались вопросы, нужна консультация – будем рады помочь!

Оставить заявку
Обратный звонок