Расчет стоимости
Скачать прайс

Реформа механизма поддержки инновационной деятельности

«Regforum», сентябрь 2020

«Regforum», сентябрь 2020

Летом 2020 года был принят целый ряд мер, направленных на поддержку деятельности по разработке технологий и научным исследованиям в России. Эти меры включали в себя налоговые льготы, а также специальные правовые режимы для IT-компаний для проведения тестирований технологичной продукции в малом масштабе для более успешного старта продаж этой продукции на рынке. В дополнение к этим нововведениям законодатель посчитал нужным внести правки в основной закон, регулирующий научную деятельность в стране: был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

За время существования СССР сложилась практика, при которой единственным заказчиком научных разработок являлось государство. Планирование исследовательской деятельности всегда включало в себя получение результата, который в итоге вёл к технологическим улучшениям. После 1991 года исследования стали проводиться не только государственными, но и частными организациями, однако многие из них до сих пор опираются на государственную поддержку. Государство до последнего времени не финансировало их деятельность без гарантии получения определённого результата со стороны разработчиков. По этой причине они вынуждены чаще разрабатывать не принципиально новые проекты с большим потенциалом для технологического прорыва, а проекты, в которых риски недостижения планируемых результатов незначительные, как и сам результат. В итоге IT-компании, зависящие от поддержки государства, ориентируются на получение пусть и незначительного, но зато гарантированного результата. На основе этих разработок готовятся решения для различных сфер деятельности, которые не являются принципиально новыми, а представляют собой улучшения. Такая ситуация не устраивает государство. Это обусловило необходимость изменений в закон «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон о науке), которые бы позволили государству финансировать организации, осуществляющие технологические проекты с низкой вероятностью реализации.

В обновлённом Законе о науке среди всех изменений следует выделить несколько принципиально важных. Законодатель дополнил определение инвестиционного проекта — комплекса направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научно-технических результатов. Теперь он характеризуется высоким уровнем допустимого риска, который выражается в возможности недостижения запланированного результата, в том числе экономического эффекта от реализации такого проекта. Порядок определения рисков, связанных с реализацией инновационного проекта, определяется Правительством РФ (п. 3 ст. 16.5 Закона о науке). В новой редакции Закона о науке финансовое обеспечение инвестиционных проектов теперь возможно в том числе за счёт бюджетных инвестиций (п. 3 ст. 16.2 Закона о науке). Эти дополнения напрямую взаимосвязаны между собой, поскольку финансирование инвестиционных проектов с помощью бюджетных инвестиций предполагается проводить через механизм с участием института инновационного развития. Это новая структура, которая представляет собой коммерческую или некоммерческую организацию, действующую на основании федерального закона, акта Правительства РФ, указа или распоряжения Президента РФ, нормативно-правового акта субъекта РФ; осуществляет инновационную деятельность и (или) является субъектом инновационной деятельности, получающим средства из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ для поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере инноваций. Предполагается создание институтов инновационного развития как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ. Перечень этих организаций определяется соответственно Правительством РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. На данный момент уже существуют несколько организаций, каждая из которых действует на основании федерального закона в сфере инновационных разработок и в целом подходит под определение института инновационного развития. Среди них — фонд «Сколково», государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

При рассмотрении положений обновлённого Закона о науке можно сделать следующий вывод: институты инновационного развития стали частью государственного механизма по целевому инвестированию технологических разработок, в котором они являются одновременно и пользователями государственной поддержки, и «диспетчерами» этой поддержки, которые распределяют её в пользу других IT-компаний. В совокупности, всё это позволяет говорить об усилении роли государства в финансировании разработок (теперь уже с помощью бюджетных инвестиций), а также о его готовности нести бо́льшие риски недостижения планируемых результатов для увеличения количества прорывных разработок.

Возникают вопросы при рассмотрении механизма выработки ограничений, предусмотренного п. 3 ст. 16.5 Закона о науке. Предполагается, что определение допустимых рисков финансирования для институтов инновационного развития и оценки эффективности бюджетных инвестиций будут осуществляться отдельными актами Правительства РФ для каждого из этих институтов. Однако формирование и утверждение годового бюджета осуществляется Государственной Думой РФ. Поэтому было бы разумным предусмотреть участие законодательного органа в выработке детальных показателей эффективности использования бюджетных инвестиций.

Вместе с тем нельзя не заметить, что наряду с повышением допустимого уровня риска инвестиционных проектов увеличивается вероятность коррупционных рисков при использовании бюджетных инвестиций. Мониторинг их эффективности будет проводиться Счётной Палатой РФ. Меры контроля будут осуществляться на основе правил оценки эффективности использования бюджетных средств, порядка определения допустимого уровня финансовых рисков. В соответствии с п. 3 ст. 16.5 Закона о науке, они устанавливаются Правительством РФ. Однако дополнительно к этому представляется целесообразным на уровне федерального закона установить допустимые случаи и объемы невозврата инвестиций в зависимости от направления разработок и масштабов финансирования инвестиционных проектов. Это обеспечит более эффективную работу Счётной Палаты по выявлению возможных нарушений.

В итоге следует отметить, что готовность государства нести бо́льшие риски при финансировании разработок, его стремление повысить эффективность финансирования за счёт создания централизованной структуры распределения средств получило законодательное оформление. Применение этого закона сформирует практику, которая позволит определить возможные проблемные моменты, связанные с оценкой эффективности бюджетных инвестиций по новым критериям, а сами инвестиции — сделать более экономически целесообразными.

 

Вас может заинтересовать