Пустое письмо из ИФНС. Что это было?

«Расчет», июнь 2018


Евгения Яковлева

руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования

«Расчет», июнь 2018

Некоторые бухгалтеры начали сообщать, что получают от ФНС письма, в которых ничего нет. Недоумение специ­алистов учета понятно, загадочная весточка из налого­вой может означать все что угодно. Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования юридической компании «ПРИОРИТЕТ», посмотрела на подобную корреспонден­цию строго юридическим взглядом.

Интересные письма из территориаль­ных ИФНС начали приходить бухгал­терам. С виду все как обычно: заказное письмо со штемпелем налоговой, с отметками приема и отправки по­чтовым отделением связи. Вот только при вскрытии конверта вы увидите, что вложение представляет из себя чистый лист бумаги, на котором ука­заны юридический адрес организа­ции, Ф. И. О. инспектора и контактный телефон. Что бы это значило?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как известно, бухгалтеры делятся на два типа — тех, кто, не желая связы­ваться с налоговиками, предоставляет им информацию по всем запросам с избытком, и на тех бухгалтеров, ко­торые стоят на страже четкого соблю­дения норм и правил предоставления информации по требованиям в стро­гом соответствии с положениями ста­тей Налогового кодекса.

Но при получении пустого письма из ИФНС у любого бухгалтера возни­кает дилемма: или срочно звонить в налоговую, чтобы выяснить, что это значит, или просто выбросить конверт с листом в мусорную корзину. Если бы я оказалась в такой ситуации на месте бухгалтера, то я предложила бы сле­дующий алгоритм действий.

Первое что нужно сделать, это «по­играть в разведчика» и осмотреть конверт. На нем должна быть эмблема ФНС. Письмо должно быть заказное. Как это понять? Заказному письму почтовым отделением присваивается идентификационный номер. Такое письмо направляется с уведомлением о вручении, то есть при получении письма сотруднику компании необхо­димо расписаться в том, что оно полу­чено.

Номер и адрес ИФНС должны быть машинописными. Если конверт руко­писный, то можно сразу отправить его в шредер и забыть. Ни один нало­говик подписывать конверт от руки не будет.

Второе: если пункт первый сомне­ний не вызывает, то нелишним будет позвонить по номеру телефона ин­спектора ИФНС, который может быть указан в пустом письме. Если номер не отвечает, звонок сбрасывается или номер все время занят, то, возможно, стоит позвонить на общий телефон налоговой инспекции и выяснить, кто может быть отправителем такого письма.

Третье: если повезло все-таки до­звониться в ИФНС, но ни по одному телефону разъяснения получить не удалось, то, поскольку это письмо из налоговой не соответствует по своим признакам требованиям, направляе­мым организации, указанным в при­казе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189, вы можете посчитать его макулатурой, выбросить и забыть.

Но будет безопасней и рациональ­ней вступить в письменные отноше­ния с налоговой и направить запрос с просьбой пояснить, что это значит. Сделайте это корректно, со ссылкой на тот же приказ ФНС от 8 мая 2015 го­да, и обязательно приложите копию конверта и его содержимого. Налого­вые органы обязаны ответить вам на запрос в течение 30 дней.

Четвертое: если номер телефона инспекции окажется рабочим и действующим, инспектор, чьи Ф. И. О. указаны на листе, реальным, то очень высок шанс, что разъяснения будут вами получены. Уже исходя из разъяснений чиновника выстраивайте свою позицию ответа на пустое письмо из ИФНС (или его игнорирование).

ПОДОЗРЕНИЯ И ПРОЗРЕНИЯ

В этом случае ИФНС может действо­вать более жестко, направив уведом­ление в банки, где у организации от­крыты расчетные счета, на основании того, что компания имеет признаки «фирмы-однодневки». Банк вправе за­блокировать у компании расчетные счета.

Не забудьте еще и о том, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» статья 21.1 Закона о государственной регистрации была дополнена пунктом 5. Согласно этому пункту с сентября 2017 года налоговики имеют право вносить в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности юридического адреса и по истечении полугода, если компания не уточнит свое местонахождение, ревизоры могут ликвидировать фирму, исключив организацию из реестра.

Случаи рассылки пустых писем из ИФНС пока не носят массовый характер, и проигнорировать такое письмо в принципе безопасно. Поскольку по факту запрос из ИФНС компания не получала, штрафовать ее за непредоставление информации ФНС не вправе.

Однако, чтобы избежать возможных неприятных последствий, предлагаю все-таки попытаться выяснить, что означает это пустое письмо и, уже имея эту информацию, решать, как вам следует поступить. Игнорировать эту «макулатуру», обратиться в территориальную ИФНС с просьбой уточнить запрос или же направить с копией полученной «макулатуры» жалобу в Управление ФНС на незаконные действия территориальной ИФНС.

В ЧЕМ СМЫСЛ?

Теперь я предлагаю разобраться с от­ветом на вопрос: для чего налогови­кам нужны такие письма? И тут я вижу две возможные причины.

Вариант первый «Фантастический».

Рискну предпо­ложить, что это был банальный сбой в программе и информация просто не пропечаталась на бумаге, а «человече­ский фактор» не отследил отправку пустого бланка.

При таком варианте также можно направить запрос в ИФНС с приложе­нием копии конверта и вложения с просьбой уточнить запрос. Обратите внимание на юридический момент: если уточнения запроса от ИФНС не последовало, то налоговики наказать за неисполнение требования вас не могут.

Вариант второй «Реалистический».

Действуя подоб­ным образом, инспекция проверяет местонахождение компании по юри­дическому адресу. Ведь пустое письмо направляется именно на юридиче­ский адрес компании. В чем смысл этого налогового маневра? Если пись­мо адресатом не получено, то корре­спонденцию любое почтовое отделе­ние отправит обратно в ИФНС с отметкой «организация выбыла». Для налоговиков это означает, что данная компания не находится по юридическому адресу, а значит, возможно, имеет признаки «фирмы-однодневки».

Расчет стоимости
Скачать прайс