«Клерк», август 2020
В современном обществе законодательство не всегда успевает соответствовать темпам технического прогресса и порой сдерживает его. Разработка и принятие одного закона часто занимает годы, на протяжении которых технические инновации существуют вне правового поля. Несмотря на стремление использовать новые технологии, любое правовое государство на первое место ставит следование правовым нормам. Вместе с этим, стала ясной необходимость в таком инструменте, который с одной стороны позволит оградить разработчиков технологий от излишнего регулирования, а с другой стороны предоставит гарантии от возможных рисков тем лицам, которые планируют приобретение и использование этих технологий. Такой инструмент получил своё оформление в 2015 году в Великобритании в виде «регуляторной песочницы», успешное применение которой обусловило распространение этой правоприменительной практики в других странах. Что делает «регуляторную песочницу» перспективным решением для законодателя в сфере инноваций?
Регуляторные песочницы стали воплощением инициативы финансового регулятора Соединенного Королевства о выборочном тестировании новых технологий в сфере банковских услуг. Среди них были сервис равноправного кредитования, блокчейн, сервис по проведению платежей с помощью мобильных телефонов. Эти услуги изначально было запланировано протестировать среди небольшого количества участников, при этом между ними было условлено осуществлять регулярный обмен информацией и направлять предложения по совершенствованию правовых норм и контроля за ходом эксперимента. Проведённый в декабре 2015 года эксперимент показал отличные результаты и перспективы для дальнейшего испытания технологий и услуг в рамках нового механизма: первые 18 компаний, у которых заявки на участие в эксперименте были одобрены, смогли получить финансирование своих проектов общей суммой на 135 миллионов фунтов стерлингов, при этом к концу 2018 года из всех участников эксперимента только 9 из 87 (около 10%) являлись крупными финансовыми учреждениями, в то время как другие компании специализировались на технологических разработках. Можно сказать, что, отчасти благодаря проведённому эксперименту, к 2020 году общий объём инвестиций в IT-компании, располагающиеся в Лондоне, достиг отметки в 3,3 млрд долларов.
В результате получилась так называемая «регуляторная песочница» — структура, созданная регулятором финансового сектора для проведения полностью подконтрольного маломасштабного тестирования инноваций частными фирмами, действующая в рамках специального исключения или разрешения. Вскоре она стала применяться не только в Великобритании и не только в секторе банковских услуг. Уже в 2016 году подобные механизмы начали работать в странах Азии (Тайвань, Южная Корея, Сингапур), а с 2017 года — в некоторых странах Евросоюза. Несмотря на некоторые региональные различия между регуляторными песочницами в этих странах, порядок прохождения процедуры в них примерно одинаковый:
- Лицо, планирующее заниматься разработками технологий, направляет в финансовый регулятор заявку и предоставляет информацию по таким аспектам, как экономическая целесообразность новой технологии, возможные правовые риски (отсутствие правовых норм или необоснованные правовые запреты), объём средств и трудовых ресурсов для обеспечения разработок. Финансовый регулятор также проверяет, насколько заявитель готов осуществлять тестирование новых продуктов в техническом плане и предоставить гарантии по вероятным рискам покупателей технологий.
- Как только лицо получает разрешение на применение специального правового режима, оно готовит для финансового регулятора документы, в которых содержится детальная информация относительно параметров тестирования новых продуктов, мер по обеспечению безопасности клиентов в связи с применением технологий, критериев оценки конечного результата применения инноваций, а также разрабатывает план действий после прекращения специального правового режима.
- Как только все параметры тестирования согласованы с регулятором, разработчик начинает осуществлять деятельность по подготовке новой технологии, обеспечивает передачу технологии другим участникам регуляторной песочницы, направляет отчёты в контрольный орган и предложения по совершенствованию правовых норм.
- После окончания периода действия специального правового режима организует получение требуемых лицензий для дальнейшего применения и совершенствования разработок.
Важным результатом применения этого механизма является обеспечение более предсказуемого функционирования рынка технологий, повышенной безопасности при их использовании. Для разработчиков применение специального правового режима — это прежде всего создание государством менее рискованной среды для принятия решений и тестирования продукции. Уполномоченный государственный орган становится по сути площадкой взаимодействия между IT-бизнесом и предприятиями различных отраслей.
Используйте возможности регуляторной песочницы для инноваций:
Нужна помощь с регуляторной песочницей? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правовой поддержки инноваций обратитесь за регистрацией товарного знака. Если нужна помощь с документами, рассмотрите услугу составления договоров.
Успехи в применении регуляторной песочницы за рубежом убедили российское правительство в необходимости организации соответствующей структуры в нашей стране. Государством и ранее принимались меры по поддержке развития технологической отрасли, в основном экономического характера: например, в рамках Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»» участник проекта освобождается от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество в течение 10 лет. Такая льгота утрачивается, если совокупный размер прибыли лица превысит 300 миллионов рублей с начала года, в котором размер выручки превысил 1 миллиард рублей. Кроме того, для участников проекта предусмотрена выплата грантов. Несмотря на создание отличных экономических условий для тех, чья деятельность направлена на создание новых технологий и коммерциализацию своих разработок, законодатель понимает, что помимо налоговых льгот для IT-бизнеса, компаниям нужны условия для тестирования собственной продукции. Для этого требуются новые правовые меры, и в ближайшее время они будут приняты.
31 июля 2020 года президент подписал закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон). За основу была взята работающая в других странах модель, но при этом в Законе можно выделить несколько нововведений. В отличие от аналогичных регуляторных песочниц в других странах, в которых они действуют для тестирования и использования финансовых технологий, экспериментальные правовые режимы будут применяться в отношении лиц, ведущих разработки в следующих сферах: строительство, государственные и муниципальные услуги, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт, промышленность, финансовый рынок, дистанционная торговля. Мониторинг за тестированием технологий в сфере финансового рынка будет осуществляться Центральным банком РФ, мониторингом инноваций в других сферах будет заниматься уполномоченный Правительством РФ орган. Также он будет рассматривать заявки от разработчиков и формировать инициативные предложения для их дальнейшего принятия в виде актов Правительства РФ.
Кроме того, помимо регулятора, разработчиков технологий и их пользователей, в процессе будет участвовать и организация предпринимательского сообщества. Она будет не только вести мониторинг взаимодействия участников регуляторной песочницы, но также принимать участие в оценке заявки (п. 5 ст. 9 Закона) и работе координационного органа по рассмотрению инициативного предложения, созданного на основе заявки (п.1 ст. 10 Закона), а также незадолго до окончания действия экспериментального правового режима собирать информацию о результатах его применения (п. 2 ст. 18 Закона). Это предоставит возможность предпринимательскому сообществу готовить предложения по изъятиям из отдельных требований законодательства для будущих участников правового режима, а также формировать повестку дня для законодателя в сфере технологий. Таким образом, со стороны государства было предусмотрено наличие общественного контроля, позволяющего гарантировать соблюдение прав как разработчиков технологий, так и их пользователей. При этом орган общественного контроля будет обладать возможностью напрямую способствовать принятию новых законодательных актов в сфере инноваций, которые будут действовать вне рамок экспериментального правового режима для всех участников рынка IT-продукции. Участие организации предпринимательского сообщества обеспечит прозрачность принимаемых государством решений, что положительно скажется на их эффективности в будущем.
В целом следует отметить, что у Закона имеются положительные перспективы. Его анализ позволяет сделать вывод, что у государства есть прямой интерес в разработке, приобретении и собственном использовании технологий в сферах, обозначенных в законопроекте о правовых режимах, поэтому только государственный орган будет определять критерии оценки планируемых разработок и одобрять соответствующие заявки от компаний. Безусловно, при разработке законопроекта в России учитывался мировой опыт, и расширение сферы применения концепции регуляторной песочницы наряду с привлечением профессионального сообщества к подготовке решений для IT-бизнеса обогатит этот опыт и послужит ориентиром для совершенствования модели в других странах.