Принятие решений по результатам налоговых проверок | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Принятие решений по результатам налоговых проверок

ПРАВО и ЖИЗНЬ № 83 (6) 2005
UK
UK

Требование уплаты налога. Требованием уплаты налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму на­лога и пени[1]. Порядок направления этого требования регламентирован ст. 69 – 71 НК РФ.

Требование уплаты налога направляет­ся налогоплательщику в случае наличия у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задол­женности по налогу, размере пеней, начисленных в момент направ­ления требования, о сроке уплаты налога, установленном законодатель­ством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах обеспечения исполнения обязанности уплаты налога, ко­торые применяются в случае неисполнения требования налогопла­тельщиком в указанный срок. Направление требования упла­ты налога – обязательное условие последующего применения налоговым органом мер принудительного взыскания недоимки. Требование передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) под расписку или отправляется заказным пись­мом по почте (в этом случае требование уплаты налогов считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма). Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения налогового законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование уплаты налога должно быть направлено (ст. 70 НК) по текущим платежам – не позднее 3 месяцев после наступле­ния срока уплаты налога по результатам налоговых проверок и в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Пропуск установленных НК РФ сроков направления требования уплаты налога лишает налоговый орган права на посягающее бесспорное списание недоимки со счетов организации-налогоплательщика. В этом случае взыскание недоимки возможно только в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется в качестве меры обеспечения исполнения налогопла­тельщиком обязанности уплаты налогов или сборов. Порядок при­остановления операций по счетам налогоплательщика регламентиро­ван ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает временное прекращение банком всех расходных операций по счету, произведенное без расторжения договора банковского счета, при котором исключается осуществление права клиента на беспрепят­ственное распоряжение средствами счета[2]. Приостановление банковских операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с граждан­ским законодательством Российской Федерации предшествует испол­нению обязанности уплаты налогов и сборов.

В соответствии со ст. 64 НК РФ погашение задолженности по обя­зательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды является чет­вертой очередью удовлетворения требований кредиторов. Первые три очереди составляют требования граждан возместить вред, причи­ненный жизни и здоровью, расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам и требо­вания кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имуще­ства юридического лица. Очевидно, что расчет по указанным требованиям осуществляется независимо от приостановления банковских операций по счетам налогоплательщиков.

Естественным условием применения данного метода налогового реагирования является наличие у налогового органа информации о счетах в банке. При отсутствии такой информации применение этого метода невозможно.

Грамотно реагируйте на результаты налоговых проверок:

Нужна помощь с налоговыми проверками? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного ведения учета обратитесь за бухгалтерским обслуживанием. Если нужна консультация по налогам, рассмотрите услугу консультации по бухгалтерскому учету.


Согласно закону, приостановление банковских операций по счету налогоплательщика возможно, если счет зарегистрирован на налогоплательщика-организацию. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке допускается только в следующих случаях (п. 2 ст. 76 НК РФ):

  • бесспорного взыскания недоимки при неисполнении налого­плательщиком-организацией требования уплаты налога в установ­ленные в нем сроки (в этом случае решение о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога в бесспорном порядке);
  • непредставления налогоплательщиком-организацией или налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем в налого­вый орган налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока представления самой декларации.

Приостановление операций по счетам в банке налогоплательщи­ков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпри­нимателями, не допускается ни при каких условиях. Приостановление операций возможно по расчетному, текущему или валютному счетам налогоплательщика. Приостановление опера­ций по ссудному, бюджетному или депозитному счетам законом не предусмотрено. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается руководителем органа налоговой адми­нистрации или его заместителем. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновремен­ным уведомлением налогоплательщика.

Органы налоговой администрации должны вести строгий учет на­правляемых решений о приостановлении операций по счетам в банке, регистрировать их в специальном журнале, страницы которого долж­ны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью органа налоговой администрации[3].

Решение налогового органа о приостановлении операций по сче­там налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке действует с момента получения банком решения налогового ор­гана и до отмены этого решения. Исполнение налогоплательщиком обязанности, в связи с которой было принято решение о приостанов­лении операций по счетам в банке, не влечет за собой автоматического прекращения действия решения. При этом банк не вправе открывать этой организации новые счета. Приостановление операций по счетам налогоплательщика должно быть отменено решением органа налоговой администрации не позд­нее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение указанным лицом реше­ния о взыскании налога, или налоговых деклараций.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогопла­тельщиком в результате приостановления операций по счетам по ре­шению налогового органа. При несвоевременной отмене решения на­логоплательщик вправе потребовать возмещения причиненных этим убытков с налогового органа (ст. 103 НК РФ).

Арест имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов). Арест имущества – мера принудительно-правового воз­действия, ограничивающая право собственности налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации в отношении его имущества. Арест имущества применя­ется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыска­нии налога за счет имущества организации органом налоговой адми­нистрации с санкции прокурора. Арест имущества может быть произ­веден только в отношении имущества налогоплательщика-организа­ции. Порядок проведения ареста имущества регламентирован ст. 77 НК РФ.

Решение об аресте имущества может быть принято одновременно с принятием решения о взыскании налога за счет имущества налого­плательщика-организации при наличии достаточных оснований по­лагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество. В иных случаях применение ареста имущества не предус­мотрено. Аресту может быть подвергнуто любое имущество организа­ции, но в пределах, необходимых и достаточных для исполнения упла­ты налога или сбора.

Решение о наложении ареста на имущество принимается руково­дителем (его заместителем) органа налоговой администрации в форме постановления. Перед арестом имущества долж­ностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогопла­тельщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полно­мочия.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогопла­тельщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю). При производстве ареста составляется протокол об аресте имуще­ства. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляет­ся и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности и их стоимости.

Должностное лицо налоговой администрации, вынесшее поста­новление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой администрации, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим органом налого­вой администрации или судом. Поводом для отмены решения об арес­те имущества может послужить прекращение обязанности уплаты налога.

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом служит основанием для привлечения виновных лиц к ответственности в виде штрафа в разме­ре 10 000 руб. (ст. 125 НК РФ).

Взыскание недоимки по налогам и сборам и пени по ним. В случае неуплаты или неполной уплаты налога или сбора взыска­ние налога и сбора с организаций производится в бесспорном поряд­ке. С физического лица, включая индивидуальных предпринимате­лей, – только в судебном порядке.

Взыскание налога производится в случае выявления неуп­латы или неполной уплаты налога в установленный срок. Недостаю­щая сумма взыскивается за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Порядок взыскания регламентирован ст. 46 – 48 НК РФ.

Взыскание налога не может быть произведено в бесспорном по­рядке, если обязанность уплаты налога (недоимки по налогу) воз­никла в связи с изменением налоговым органом юридической квали­фикации сделок, заключенных налогоплательщиком, или юридичес­кой квалификации статуса или характера деятельности налогопла­тельщика. Решение о бесспорном списании недоимки со счетов налогоплательщика-организации в банке может быть принято только после направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора) и неисполнения налогоплательщиком данного требования в установленный срок. Решение о бесспорном списании недоимки со счетов организации в банке может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). В случае пропуска данного срока, а также когда бесспорное списание недоимки не допускается, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Данный вид иска прямо не указан в перечне исков, которые налоговый орган вправе предъявлять в суд, но отно­сится к позиции «иски, предъявляемые в иных случаях, предусмот­ренных Кодексом»[4].

Исполнение решения о бесспорном взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банках производится путем направ­ления в банк инкассового поручения. При этом решение о взыскании должно быть доведено до сведения налогоплательщика не позд­нее 5 дней с момента его вынесения. Инкассовое поручение подлежит безусловному исполнению банком в установленной гражданским законодательством очеред­ности.

Взыскание налогов может производиться как с рублевых расчет­ных (текущих), так и с валютных счетов организации. При взыскании с валютных счетов одновременно с инкассовым поручением в банк направляется поручение о продаже валюты не позднее следующего дня после получения данного поручения.

Не допускается бесспорное списание недоимки с депозитных сче­тов налогоплательщика до истечения срока действия депозитного до­говора. При наличии необходимых для погашения недоимки средств только на депозитных счетах налогоплательщика налоговый орган вправе дать банку поручение о переводе средств с депозитного счета на расчетный счет сумм недоимки по истечении срока действия депозитного договора, если к этому времени инкассовое поручение не будет исполнено.

Решение об обращении взыскания на иное имущество налого­плательщика-организации (организации – плательщика сбора, орга­низации – налогового агента) принимается руководителем налого­вого (таможенного) органа при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации в банках либо об отсутствии информации о счетах. Принятое решение в трехдневный срок на­правляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в по­рядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Бесспорный порядок взыскания недоимок с организаций распро­страняется и на суммы причитающихся к уплате пеней.

Пеней признается установленная ст. 75 НК денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе уплачиваемых в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу Российской Федера­ции, в более поздние по сравнению с установленными законодатель­ством о налогах и сборах сроки.

Возможность распространения бесспорного порядка взыскания пени обусловлена тем, что, согласно неоднократным разъяснениям Конституционного Суда РФ, пени не являются штрафными санкция­ми. Взыскание пени относится к правовосстановительным мерам, на­правленным на компенсацию ущерба, понесенного бюджетом вслед­ствие несвоевременного поступления средств.

Взыскание налоговых санкций производится исключительно по решению суда согласно ст. 104 и 105 НК РФ. В судебном порядке взыскиваются и недоимки по налогам и сбо­рам с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимате­лей. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущест­ва (к которому относятся и денежные средства на счетах в банках) налогоплательщика – физического лица может быть подано налого­вым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 48 НК РФ). Как подчеркнуто в п. 20 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации», данный срок является пресекательным и восстановлению не подле­жит. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требова­ний налогового органа.

Заявление ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий. В случае выявления органом налоговой администрации в ходе на­логового контроля фактов грубого нарушения налоговым субъектом хозяйствен­ной деятельности, для осуществления которых на территории РФ не­обходимо специальное разрешение (лицензия), должностное лицо на­логовой администрации обязано направить в госу­дарственный орган письменное ходатайство об аннулировании или приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и фи­зическим лицам на право осуществления определенных видов дея­тельности.

Налоговый кодекс РФ не наделяет налоговые администрации пра­вом непосредственного обращения в суды с исками о прекращении действия выданных лицензий.

Предъявление исков в суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Налоговые органы наделены правом направлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды следующие иски (пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ):

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших наруше­ния законодательства о налогах и сборах;
  • признании недействительной государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Россий­ской Федерации;
  • досрочном расторжении договора о налоговом кредите и дого­вора об инвестиционном налоговом кредите;
  • взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числя­щейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответ­ствии с гражданским законодательством зави­симыми (дочерними) обществами (предприятиями), с основных (преобладающих, участвующих) обществ товариществ, предприятий, когда на счета последних в банках по­ ступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являю­щимися в соответствии с гражданским законодательством основными (преобладающими, участвующими) об­ществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий) и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В литературе высказано мнение о том, что приведенный перечень может быть дополнен исками[5] о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Право предъявления таких исков налоговыми органами предус­мотрено п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Фе­дерации». Основной формой исков, предъявляемых налоговыми орга­нами, являются иски о взыскании налоговых санкций. Однако процессуальное законодательство не предусматривает такой возможности, как дополнительный иск. В этом случае, по мнению автора, представляется верным вести речь об ином, связанном либо несвязанном самостоятельном иске.

В то же время автор полагает признать целесообразными рекомендации Ю.В. Кваши, который предлагает при подготовке к составлению и подаче иска повтор­но проверить элементы доказательственной базы на соот­ветствие тексту норм налогового законодательства[6]. В частности, эти (с чем также полностью согласен автор) элементы, по его мнению, должны быть сопоставлены с текстом следующих статей НК РФ:

  • о проведении и формах налогового контроля и налоговых про­верок (ст. 82 – 89 НК РФ);
  • порядке проведения осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы (ст.  92 – 95 НК РФ);
  • об участии свидетелей, переводчиков, специалистов, понятых
    при производстве по делу о налоговых правонарушениях (ст. 96 – 98 НК РФ);
  • об оформлении результатов проверки и принятии решения по ре­зультатам рассмотрения материалов проверки (ст. 100 – 101.1 НК РФ).

Целью проверки является выявление степени относимости и до­пустимости элементов доказательственной базы.

Принятие истцом первоначального решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений ответчика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. НК РФ не устанавливает специального срока, в течение которого должны быть проведены указанные выше мероприятия и принято окончательное решение о привлечении либо отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В то же время необходимо иметь в виду, что, в силу п. 1 ст. 115 АПК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта (срок давности взыскания санкции). Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного ст. 115 НК РФ[7].

При подготовке иска необходимо также руко­водствоваться статьями НК о порядке производства по делам о налоговых правонарушени­ях (ст. 10 НК РФ) и о порядке подачи иска в суд о взыскании налоговых санкций и исполнении решений о взыскании (ст. 104 – 105 НК РФ).

Налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) наделены правом на судебное обжалование почти любых действий налоговых администраций и их должностных лиц. Следует иметь в виду, что причиной отклонения исков налоговых администраций к налогоплательщикам или, наоборот, удовлетворе­ния исков налогоплательщиков к налоговым органам могут послу­жить нарушения налогового законодательства об выполнении норм производства по делам о различных правонарушениях.

Согласно п. 2.2. Порядка проведения выездных налоговых проверок, акт проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. После окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: «Экземпляр акта с... (указывается количество приложений) приложениями на __ листах получил»; ставится подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику (его представителю).

При отказе руководителя организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта производится соответствующая запись. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение двух недель со дня получения подписанного проверяющими акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения против акта в целом или его положений. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок, не превышающий двух недель со дня получения акта проверки, передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа в подписании акта проверки.

По истечении двухнедельного срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений против акта, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение в соответствии с установленным порядком.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений против акта налоговой проверки материалы проверки должны рассматриваться в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было принято до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика[8].

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной в порядке банкротства, в том числе в порядке банкротства отсутствующего должника, принимается на основании следующих документов:

а) копии решения арбитражного суда о признании организации банкротом, заверенной гербовой печатью арбитражного суда;

б) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью арбитражного суда;

в) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности;

г) выписки из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица.

Безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы.

При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговый орган уведомляет орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о снятии организации с учета в течение 3-х рабочих дней.

Налоговый орган по месту постановки на учет организации после принятия решения о списании задолженности при условии, что задолженность списывается полностью, а задолженность по начисленным штрафам отсутствует, закрывает карточки лицевого счета по соответствующему федеральному налогу, сбору.

В отношении умершего или объявленного судом умершим физического лица признается безнадежной и подлежащей списанию задолженность физического лица по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в случае отказа от наследства в пользу государства или перехода наследства к государству.

При наличии наследственного имущества решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности физического лица в части поимущественных налогов принимается в размере, превышающем стоимость наследственного имущества. Наследство или его части, принимаемые наследником (наследниками), обременены обязательствами перед бюджетом пропорционально оценочной стоимости и подлежат удовлетворению наследником.

Оценка стоимости наследства или его частей определяется в соответствии с порядком исчисления налога на имущество, установленным Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 30 мая 1995 г. № 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», зарегистрированной в Минюсте РФ 14 июня 1995 г. № 871[9].

Если задолженность списывается полностью, а задолженность по штрафам отсутствует, закрытие карточек лицевого счета производится в установленном порядке. Закрытие лицевого счета оформляется записью: «Лицевой счет закрыт. Списана задолженность. Решение о закрытии лицевого счета, дата __, № __». Лицевой счет и решение хранятся в учетном (личном) деле налогоплательщика. Налоговый орган по месту нахождения юридического лица либо месту жительства физического лица после процедуры закрытия лицевого счета незамедлительно снимает их с налогового учета в установленном порядке.

Изменения, связанные со списанием задолженности и закрытием счетов, вносятся в налоговую отчетность на начало отчетного периода, следующего после даты принятия решения о списании задолженности.

Налоговый орган по месту нахождения организации либо месту жительства физического лица ежемесячно, не позднее 15 числа после окончания месяца, обобщает сведения о списании безнадежной к взысканию задолженности и направляет их в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации. Аналогично признаются безнадежными и списываются долги по региональным и местным налогам.


[1] Налоговый контроль /Под ред. Ю.В. Кваши. С.57

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Поясне­ния. Комментарии/Под ред.Н.М. Голованова. СПб., 1999. С. 173.

[3] Приказ МНС РФ от 13 октября 1999 г. № АП-3-16/325 «Об утверждении формы решения о приостановлении операций по счетам в банке».

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Комментарий/Под ред. В.И. Слома. М., 1999. С. 71.

[5] Налоговый контроль/Под ред. Ю.В. Кваши. С. 76.

[6] Там же.

[7] Петрова Г.В. Скрытая суть налогов//ЭЖ-Юрист. 2004. № 1.

[8] Приказ МНС РФ от 1.06.2001 № ВГ-3-10/175 (ред. от 07.04.2003) «О порядке принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года». Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2001 № 2764//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 27.

[9] Российские вести. 1995. № 144.

Вас может заинтересовать

Обратный звонок