Я – потребитель, какие у меня есть права? | Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

Я – потребитель, какие у меня есть права?

«Regforum», ноябрь 2021
UK
UK

«Regforum», ноябрь 2021

В настоящей статье разберем, какие права предоставляет российское законодательство простым потребителям. Необходимо понимать, что для целей данной статьи, под российским законодательством подразумевается Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а далее Закон о защите прав потребителей или просто ЗПП, а также судебная практика.

  1. Возврат онлайн-покупок.

Закон о защите прав потребителей позволяет отказаться от интернет-заказа в любое время до момента его получения. В случае, если товар уже забрали, закон позволяет определиться в необходимости приобретённого товара в течение 7 дней.

Для возврата товара необходимо:

  • Сохранить товарный вид;
  • Чек. Без чека отказаться от покупки возможно, однако, придётся подтверждать, когда и у кого вы осуществили покупку товара.

Приобретая товар у крупных маркетплейсах подтвердить покупку не сложно, поскольку сохраняется история заказ, направляется электронный чек. А вот в небольшом интернет-магазине можно столкнуться со сложностями, поэтому всегда просите чек при оплате. В случае оплаты покупки онлайн, помните, что всегда можно запросить информацию о движениях денежных средств у банка в котором вы обсуживаетесь.

В чем преимущество возврата товара, приобретенного в интернет-магазине.

Из интернет-магазина возможно вернуть любой товар, за исключением товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, который не смогут использовать иные потребители, например, гарнитур, который делали для конкретной кухни.

В то же время, для возврата товаров, которые куплены в офлайн, действует перечень надлежащего качества, возвращать которые нельзя. Это лекарства, косметика, драгоценности, машины и многое другое.

Иногда, при решении вопроса о возврате интернет-заказов, суды ссылаются на перечень невозвратных товаров, при осуществлении офлайн-покупок. Такое применения перечня возвратных товаров является крайне неверным. Роспотребнадзор разъясняет, что перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя обменять, применяется только в контексте ст. 25 Закона о защите прав потребителей. То есть лишь при офлайн-торговле. В ст. 26.1 того же закона, которая регулируют дистанционную продажу, об этом акте ничего не сказано. А значит, в таких спорах ссылаться на него нельзя, уверен Роспотребнадзор.

  1. Сезон сдвигает гарантию.

Многие потребители, отличающееся особой бережливостью, поэтому покупают товары заранее, как говориться готовят сани летом, а телегу зимой.

Купленные на весенней распродаже зимние сапоги, могут пролежать в шкафу три сезона, а надев их ближе к декабрю, находите дефект на подошве.

Естественно, оскорбившись такой несправедливостью, вы понесете их в магазин и, скорее всего, некоторые из них откажут вам в возврате, сославшись на окончание гарантийного срока.

Однако, для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется с начала гарантийного сезона, при чем не календарного, а юридического.

Например, в Кемеровской области юридическая зама наступает с 1 ноября, тогда как в Калининградской — с 15 ноября, а вот юридическое лето в Кемеровскую область приходит 1 июня, тогда как наслаждаться юридическим летом в Калининградской области принято уже с 01 мая.

  1. Вернуть товар с иностранным описанием.

В 2012 года Пленум Верховного суда разъяснил: возможно вернуть товар в разумный в срок в случае, если информация об описании товара представлена не на русском языке.

Для целей понимания разумного срока необходимо обращать на срок годности приобретенного товара, сезонность товара, а также на его потребительские свойства.

Немногочисленная судебная практика, относящиеся к данному вопросу подтверждает тезис о том, что возвращать таким образом можно и товары надлежащего качества, которые обмену и возврату по общему правилу не подлежат.

Рассмотрим пример из судебной практики. Гражданин В смог доказать законность возврата технически сложного предмета в котором не было производственного брака. К приобретённому товару была приложена инструкция на иностранном языке. К сожалению наш потребитель В был не силен в иностранных языках и не смог перевести правила установки технически сложной вещи. Разрешая вопрос, суды пришли к выводу, что избежать неприятной ситуации можно было бы, если бы продавец выдал покупателю инструкцию на родном языке.

  1. Попробуй, докажи, что я это не случайно.

По общему правилу, риск случайной гибели переходит от продавца к покупателю в момент передачи вещи, но как быть, если вы случайно уронили хрупкий предмет в магазине.

Покупатель не обязан платить за товар, испорченный случайно.

В первую очередь, следует разобраться что такое «случайно».

Случайно — значит, по причинам, за которые ни продавец, ни покупатель не отвечают.

Как разъясняет Роспотребнадзор, можно заставить оплатить разбитый товар только одном единственном случае — магазин в судебном порядке должен доказать, что вы нанесли ущерб умышленно.

Настаивайте, что товар стоял неудобно и вы абсолютно случайно его задели, советует ведомство. Взять силой деньги с потребителя на кассе нельзя даже за испорченный по его вине товар. Магазин должен обратиться в суд.

  1. Особенности возврата крупногабаритного товара.

По закону доставкой крупногабаритных вещей и товаров тяжелее 5 кг на ремонт, уценку, замену и возврат занимается сам продавец. Он не только платит, но и организовывает перевозку. Исключения — если продавец располагается не в вашем городе или отказывается исполнять свою обязанность. Тогда вы заказываете доставку или привозите товар сами, а потом получаете компенсацию расходов от продавца.

Поэтому в случае, если вам необходимо осуществить ремонт или замену, например, духового шкафа, не спешите заказывать доставку, магазин сам обязан приехать к вам.

  1. Стоит ли направлять претензию.

По закону можно сразу идти в суд и потребитель не обязан направлять претензию продавцу. Однако, следует помнить, что продавцу необходимо знать о вашей к нему претензии, это необходимо для того чтобы вам удовлетворили требование о взыскании потребительского штрафа. Он назначается только тому потребителю, требования которого не удовлетворили добровольно.

Не так давно Верховный суд подтвердил: потребитель может претендовать на штраф, даже если не направлял претензию. В этом деле суд учел, что нарушитель знал о недовольстве своих клиентов, хотя те и не присылали официальные претензии. Истцу для подтверждения своего права на потребительский штраф потребовалось полтора года и четыре судебной инстанции.

Поэтому, чтобы упростить себе жизнь, лучше направить досудебную претензию продавцу. Если он откажется возвращать деньги, которые потом взыщет суд, вы с легкостью подтвердите свое право на потребительский штраф.

  1. Возврат некачественного товара без гарантии.

По общему правилу потребитель может вернуть деньги за некачественный товар, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности.

Но возможно ли защитить свои права, когда гарантия уже закончилась?

Да, возможно, однако, следует понимать, когда проявился недостаток: в течение двух лет после покупки или во время срока службы товара.

«Недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента» — именно это необходимо доказать потребителю, если прошло меньше двух лет с момента покупки.

Если прошло больше двух лет, потребитель может требовать только устранения существенных недостатков.

Для устранения существенных недостатков, если прошло больше двух лет, необходимо доказать, что они «возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». Право на такой ремонт сохраняется в течение срока службы товара. Обычно такой срок указывают на упаковке товара или в инструкции. Иногда информацию об этом можно найти на сайте производителя. А если такого срока нет — в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Также следует помнить, что в случае, если вам не удовлетворили требование о ремонте в течение 20 дней или если недостаток товара оказался недопустимым, то есть починить товар нельзя, у вас возникает право на компенсацию расходов за ремонт в другом месте или на замену товара таким же качественным и на возврат денег.

Вас может заинтересовать

Обратный звонок