«Regforum», декабрь 2021
Cтраны-участники СНГ активно взаимодействуют между собой по многим направлениям: сотрудничество ведётся в сферах безопасности, финансов, права, обмена научно-технической информацией и др. Можно утверждать, что это сотрудничество носит объединяющий, интегрирующий характер, и обуславливает необходимость совершенствования порядка обмена информацией между государственными органами участников СНГ в различных сферах деятельности. Поскольку неотъемлемой частью таких процессов является миграция, в том числе трудовая, необходимо принятие таких мер контроля, которые бы позволили оперативно реагировать на различные правонарушения граждан одной страны на территории другой страны. С этой целью в рамках Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016 — 2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года было разработано Соглашение о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными (далее — Соглашение). Представители стран СНГ подписали Соглашение в Москве 18 декабря 2020 года. В России оно было ратифицировано Федеральным законом от 19 ноября 2021 г. N 367-ФЗ.
Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года — интеграционный план, регламентирующий принятие документов в различных сферах деятельности: формировании и развитии межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации трудовых кадров, выработке «дорожной карты» по сближению законодательства в области занятости населения и трудовой миграции государств — участников СНГ, созданию системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии рынков труда и наличии вакантных рабочих мест в государствах — участниках СНГ. Разумеется, такой всеобъемлющий подход должен предусматривать и совершенствование межгосударственного обмена данными граждан, вовлечённых в трудовую деятельность на территории иностранных государств. Эти меры полностью соответствуют направлениям миграционной политики, которые были определены Концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Среди них — повышение эффективности механизмов противодействия незаконной миграции, в том числе расширение договоренностей о реадмиссии, совершенствование механизмов обмена сведениями о гражданстве и иными сведениями, касающимися мигрантов, а также повышение уровня защищенности таких сведений при их обработке и трансграничной передаче. Принятое в 2020 году Соглашение станет правовой основой для достижения новых результатов по этим направлениям.
Главная задача Соглашения — предоставление правовой помощи по административным вопросам на взаимной основе между всеми его подписантами. Такая помощь предусматривается в рамках обмена информации между государственными органами, уполномоченными осуществлять миграционный контроль. В России на данный момент соответствующими полномочиями обладает Главное управление МВД по вопросам миграции. В случае отсутствия информации о каком-либо субъекте персональных данных оно направляет в уполномоченное государственное учреждение другой страны-участницы Соглашения межведомственный запрос, предметом которого могут быть следующие сведения:
- наличие (отсутствие) гражданства;
- наличие документов, предоставляющих право на постоянное (временное) пребывание (проживание) на территориях участников Соглашения;
- наличие сведений о постановке на миграционный учет или регистрации по месту жительства (месту пребывания) граждан государств-участников Соглашения, граждан иных государств и лиц без гражданства;
- наличие обязательств имущественного характера, недвижимого имущества;
- информация о привлечении субъекта персональных данных к уголовной или административной ответственности на территориях Сторон Соглашения и другие данные.
Запросы составляются на русском языке (статья 13 Соглашения). В соответствии со статьёй 6 Соглашения, такие запросы рассматриваются в соответствии с национальным законодательством страны, получившей запрос, в течение срока, не превышающего 2 месяца со дня получения запроса. Следует отметить, что этой же статьёй допускается наличие двусторонних договорённостей о установлении иного порядка выполнения межведомственных запросов. Таким образом, можно сделать вывод, что Соглашение, устанавливая новые контуры взаимодействия миграционных органов, является в большей степени документом рекомендательного характера. Это взаимодействие чрезвычайно важно в том числе потому, что в общем количестве преступлений есть сегмент преступлений, совершённых гражданами стран СНГ на территории России: их общее количество составило 31010 в 2019 году, 30835 — в 2020 году (снизилось на 0,6%). За период с января по сентябрь 2021 года в эту категорию попали 21706 преступлений (меньше на 9,5%, чем в прошлом году). Новый правовой механизм позволит оперативно выявлять предполагаемых правонарушителей, приезжающих из стран постсоветского пространства, учитывать эту информацию при решении вопросов о выдаче документов для нахождения на территории России. Это должно способствовать дальнейшему снижению преступности, в которую вовлечены иностранные граждане.
Интересно, что параллельно с совершенствованием взаимодействия миграционных органов СНГ аналогичные процессы происходят в другом государственном объединении — Европейском союзе. Однако при всех сходствах можно выделить значительное отличие — снижение роли двустороннего взаимодействия и увеличение роли Европола — так называемой европейской полиции, которая была создана Европейской Комиссией, и которая всё больше приобретает очертания наднационального органа подобно Европарламенту. Основная работа Европола в настоящее время сводится к хранению и обеспечению обмена информацией того же характера, которая предусмотрена Соглашением. В соответствии с предложением Еврокомиссии от 9 декабря 2020 года, роль Европола будет увеличиваться и дальше, а его функционал будет включать в себя среди прочего запрос и обработку персональных данных от стран ЕС для их последующего анализа и оказания поддержки в проведении расследований, внесение сведений напрямую в Шенгенскую информационную систему о предполагаемой причастности гражданина страны ЕС к совершению каких-либо правонарушений. Предлагаемые полномочия Европола демонстрируют высокую степень интеграции стран-участниц Евросоюза и готовность к объединению в противостоянии различным угрозам, в том числе связанным с миграцией криминальных элементов — негативной стороны трудовой миграции.
Несмотря на наличие в СНГ аналогичной Европолу по функциям организации (Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ), она не является вышестоящей по отношению к правоохранительным органам, и взаимодействие между правоохранительными органами осуществляется в основном на двусторонней основе. Принятие Соглашения Россией является одной из мер, направленных на предотвращение незаконной миграции, нахождения на территории РФ граждан, совершивших административные правонарушения или преступления на территории других стран. Имплементация положений Соглашения будет способствовать укреплению единого правоохранительного пространства на территории СНГ.