Расчет стоимости
Скачать прайс

Отчетность при ликвидации ООО. Особенности составления и предоставления

«Учет и контроль», сентябрь 2018


Евгения Яковлева

руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования ООО «ПРИОРИТЕТ»

«Учет и контроль», сентябрь 2018

Как говорится в одной известной рекламе «Одно дело начать свой бизнес, и совсем другое дело не бросить эту затею». Однако на практике часто бывает, что все же возникает необходимость закрыть, т.е. ликвидировать компанию. Не будем исследовать юридические причины подобной операции. Наша задача понять, что необходимо сделать бухгалтеру в этой ситуации. Как отчитаться перед налоговой и внебюджетными фондами на заключительном этапе существования компании, какие отчеты и в какие сроки необходимо предоставить проверяющим органам.

Начнем с рассмотрения налоговой отчетности.

Итак, ликвидируемая компания является налогоплательщиком и несет обязанности по предоставлению отчетности в соответствии с применяемой ею системой налогообложения вплоть до дня ликвидации компании. Так гласят положения ст. 55 НК РФ. Т.е. по сути налоговым периодом для сдачи отчетности является промежуток времени:

  • с 1 января года, в котором происходит ликвидация до дня подачи заявления о регистрации в связи с ликвидацией по форме Р16001 для отчетности, налоговым периодом которой является календарный год;
  • 1 числа квартала и месяца до дня подачи заявления о регистрации в связи с ликвидацией по форме Р16001 для отчетности, налоговым периодом которой является квартал или месяц соответственно.

Что необходимо предоставить из отчетности в ИФНС:

  • налоговые декларации в соответствии с применяемой системой налогообложения;
  • справки о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ);
  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ);
  • расчет по страховым взносам.

В формате предоставления налоговой отчетности никаких нюансов нет, только на титульном листе в графе налоговый период обязательно нужно будет указать код прекращения деятельности, отчетность подписывает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.

По уплате налоговых обязательств есть условие, что в случае нехватки средств для уплаты налогов за счет имущества ликвидируемого общества, налоги уплачиваются учредителями этого самого общества.

Единственный вопрос, который возникает, так это в какие сроки необходимо подать налоговые декларации. Конкретные сроки для предоставления налоговых деклараций ликвидируемых компаний в налоговом кодексе не прописаны, однако необходимо понимать, что фактически с даты ликвидации общество как таковое не существует,

полномочия ликвидатора прекращаются, поэтому на практике рекомендуется сдавать отчетность одновременно с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса, если у организации после его составления не будет никаких налогооблагаемых операций, или если предполагается, что в период между промежуточным ликвидационным балансом и ликвидационным балансом возникнут налогооблагаемые операции, то предоставить декларации одновременно с ликвидационным балансом.

Почему одновременно, а не вместе, потому что налоговая отчетность подлежит предоставлению в территориальную налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика. А вот промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в свою территориальную инспекцию предоставлять не нужно, это подтвердили еще в 2015 году специалисты Минфина России (Письмо Минфина России от 04.03.2015 г № 03-02-07/1/11378).

Обратите внимание только на сроки предоставления в ИФНС расчета по страховым взносам, согласно п. 15 ст. 431 НК РФ этот расчет предоставляется до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Теперь рассмотрим сроки и порядок предоставления отчетности во внебюджетные фонды.

С 2015 года обязанности уведомлять внебюджетные фонды о предстоящей ликвидации организации у страхователей не существует, однако сдать отчетность за последний отчетный период необходимо.

Никаких новых форм отчетности при ликвидации компании заполнять не требуется. Сдаются ровно все те же отчеты, которые требовались от компании в период осуществления ею деятельности, а именно:

В Пенсионный фонд РФ предоставляются сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) и сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ). Срок предоставления данных сведений установлен статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Согласно п. 3 данной статьи отчетность необходимо предоставить в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее, чем общество подаст документы для регистрации ликвидации в налоговые органы.

В Фонд социального страхования РФ предоставляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС). Помните, что на титульном листе данного расчета необходимо поставить пометку «Л» в графе прекращение деятельности.

С 2017 года как таковых обязательных платежей в ПФР нет, все платежи ранее оплачивавшееся в ПФР теперь уплачиваются в ИФНС. В ФСС уплачиваются только взносы на страхование от несчастных случаев. Однако, в случае, если в отчетности фигурируют начисления, которые необходимо уплатить в бюджет, законодательство отводит на это только 15 календарных дней, начиная с даты предоставления ликвидационных отчетов.

Пенсионный фонд после получения ликвидационной отчетности и при отсутствии имеющейся задолженности у страхователя выдает справку — подтверждение о том, что сведения персонифицированного учета представлены, задолженности по предоставлению иных сведений нет, задолженности (переплаты) по страховым взносам на обязательное

пенсионное страхование нет. Эту справку вместе с ликвидационным балансом и заявлением о ликвидации необходимо будет передать в регистрирующий налоговый орган.

Рассматривая порядок и сроки предоставления налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды были упомянуты промежуточный ликвидационный и ликвидационные балансы. Остановимся на них подробнее.

Итак, сама процедура ликвидации компании начинается с принятия решения, утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии и предоставления в регистрирующие налоговые органы уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001 с отметками на титульном листе пунктов 2.1 и 2.2. Далее необходимо будет опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о начале процедуры ликвидации. Все это делает юридическая служба общества либо сам ликвидатор, и останавливаться подробно на этих моментах мы не будем.

После того как информация о ликвидации общества подана в журнал «Вестник государственной регистрации» начинается жаркая пора работы бухгалтерской службы, которой необходимо провести инвентаризацию обязательств и имущества общества, провести сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, получить всю возможную дебиторскую задолженность или хотя бы переуступить ее по договору цессии. Согласно законодательству у общества есть срок, в течение которого кредиторы имеют право заявить свои требования к ликвидируемой компании. Общество имеет право установить данный срок самостоятельно, но он законодательно не может быть менее 2 месяцев со дня публикации в СМИ сообщения о ликвидации общества.

Как только установленный срок прекращается, общество формирует и утверждает так называемый промежуточный ликвидационный баланс, который должен будет содержать в себе согласно положениям п. 2 ст. 63 ГК РФ всю информацию об имеющихся у компании активах, суммах требований кредиторов, результатов рассмотрения данных требований и перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд. Обратите внимание, что даже если на момент принятия решения о ликвидации у общества не было кредиторской задолженности и обязательств перед бюджетом, то период между публикацией в СМИ и составлением ликвидационного баланса не может составлять срок менее двух месяцев.

Как таковой специальной формы ни промежуточного ликвидационного баланса, ни ликвидационного баланса нет. На практике ликвидируемые компании заполняют общепринятую форму баланса, а в наименовании бланка просто добавляют слова «промежуточный ликвидационный» или просто «ликвидационный».

Как было упомянуто выше в свою территориальную инспекцию предоставлять промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс не нужно, однако в регистрирующую налоговую инспекцию необходимо направить уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 с отметкой на титульном листе в пункте 2.3 «в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса». Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий налоговый орган законодательство также не обязывает.

После составления промежуточного ликвидационного баланса ликвидатор производит выплаты всем кредиторам согласно установленной очередности погашения задолженности, используя денежные средства и имеющиеся активы компании.

После произведения всех выплат можно приступать к формированию ликвидационного баланса. Теоретически ликвидационный баланс отражает состояние дел компании после расчетов с кредиторами, однако на практике компании формируют ликвидационный баланс совершенно «нулевым» с позиции — все активы ушли на погашение кредиторской задолженности. ФНС не проверяет достоверность указанных сведений в ликвидационном балансе. Оспорить ликвидацию в судебном порядке чаще всего могут кредиторы, требования которых не были удовлетворены в процессе ликвидации компании.

И если промежуточный ликвидационный баланс предоставлять в налоговые органы не требуется при процедуре ликвидации, то вот ликвидационный баланс в соответствии с пп. «б», п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации при ликвидации юридического лица предоставляется в составе пакета документов в регистрирующие налоговые органы в обязательном порядке. И если вы всю отчетность сдали правильно, претензий со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов нет, с кредиторами расчеты произведены, то остается только ожидать даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.